Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

03.06.2025

Христианские храмы Закаспия: специфика фронтира

В XXI в. бывшие колониальные города на всех континентах стали объектами теоретического осмысления благодаря новым подходам к исследованию городской истории и городской среды, обусловленным развитием концепции постколониальности как одной из базовых черт современного социального мира. Демографические стратегии Российской империи нашли наиболее зримое выражение в градостроительной практике и архитектуре новых поселений, возникших во второй половине XIX в. в так называемом Русском Туркестане. Их появление не в безлюдной пустыне, а в тесном соседстве с многовековой традиционной жилой средой этой части Азии породило феномен так называемых двойных, или двухчастных городов и означало переход к новому обществу, которое формировалось по европейским лекалам. Фактически это был глобальный проект модернизации, реализованный уже в советский период. Закаспийская область стала последним российским фронтиром. В течение 35 лет тысячи переселенцев из коренной России и Кавказа были вовлечены в расширение империи в этом самом южном направлении, остановившемся на границе с Афганистаном, в Кушке. В статье характеризуется этнокофессиональный облик таких русских городов Закаспия как Красноводск, Кизыл-Арват, Асхабад, Мерв, Байрам-Али, а также переселенческих поселков и военных крепостей, в которых возводились, прежде всего, православные церкви как важнейшие символы культуры, утверждавшейся на завоеванной территории. Рассмотрена архитектура христианских храмов, особенности их проектирования и строительства в Туркестанском крае.

In the 21st century, former colonial cities on all continents have become objects of theoretical understanding thanks to new approaches to the study of urban history and urban environment, conditioned by the development of the concept of postcoloniality as one of the basic features of the modern social world. The demographic strategies of the Russian Empire found their most visible expression in the urban planning practice and architecture of new settlements that emerged in the second half of the 19th century in the so-called Russian Turkestan. Their appearance not in an uninhabited desert, but in close proximity to the centuries-old traditional residential environment of this part of Asia gave rise to the phenomenon of the so-called double, or two-part cities and meant the transition to a new society that was formed according to European patterns. In fact, this was a global modernization project, implemented already in the Soviet period. The Transcaspian region became the last Russian frontier. Over the course of 35 years, thousands of settlers from indigenous Russia and the Caucasus were involved in the expansion of the empire in this southernmost direction, stopping at the border with Afghanistan, in Kushka. The article characterizes the ethno-confessional appearance of such Russian cities of Transcaspia as Krasnovodsk, Kizyl-Arvat, Askhabad, Merv, Bayram-Ali, as well as resettlement settlements and military fortresses, in which, first of all, Orthodox churches were erected as the most important symbols of the culture established in the conquered territory. The architecture of Christian churches, the features of their design and construction in the Turkestan region are considered.