Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

03.06.2025

О строительстве Св. Климента Охридского на Плаошнике

Исследование выполнено в рамках Плана фундаментальных научных исследований РААСН и Минстроя России на 2025-г., тема No 1.1.1.1.

Начало истории средневековой архитектуры Охрида (древнего Лихнидоса) было положено св. Климентом Охридским (ок. 835/840 – 916), учеником и последователем славянских просветителей свв. Кирилла и Мефодия, позднее ставшим епископом Словенским. На плато верхнего города (современный Плаошник) среди руин раннехристианских базилик им был возведен небольшой купольный триконх. В рамках инициатив болгарских царей Бориса и Симеона о переходе болгарской церкви на славянский литургический язык, св. Климент вместе с другими учениками свв. Кирилла и Мефодия, в частности св. Наумом Охридским, открывает в основанном им монастыре охридскую книжную школу. В ней осуществлялись переводы на славянский язык большого корпуса богословской и богослужебной литературы, обучались славяноязычные священники. Охрид становится одним из крупнейших книжных центров, связанных с христианизацией славян и за пределами Болгарии. Авторитет св. Климента способствовал тому, что созданная им церковь-усыпальница, известная с посвящением Св. Пантелеймону, становится образцом для строительства в славянских регионах Балкан. Неизвестна точная дата постройки, наиболее вероятно, церковь была возведена до 893 г. До нашего времени от триконха св. Климента частично сохранились лишь нижние ряды кладки. Несмотря на проблемную сохранность, эта постройка вызывает интерес не только в связи с неординарным историческим значением, но и в качестве свидетельства начала развития архитектурной традиции славянских Балкан, после замирания византийского строительства в VI–VII вв. с появлением здесь варваров. Результаты археологических работ, проведенных в процессе масштабной реконструкции Плаошника в 2000–2002 гг., еще больше акцентировали проблемы изучения и усугубили открытую в историографии научную дискуссию о первоначальных формах памятника и их генезисе. Мы надеемся включиться в изучение этих вопросов.