Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

03.06.2025

Храмовые росписи эпохи Багратидов на территории Ани

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00354 (Продление) (https://rscf.ru/project/22-18-00354/) в Национальном исследовательском Московском государственном строительном университете.

Исследование посвящено малоизученному вопросу — фресковым ансамблям времени династии Багратидов (конец IX — первая половина XI в.) на территории Ани.

Согласно исследованиям последних лет к этому этапу можно отнести: росписи алтарной апсиды кафедрального собора (вскоре после 1001 г.), росписи монастыря Оромос (расположен недалеко от Ани), а также, возможно, остатки живописи церкви Абугамренц и росписи церкви Спасителя.

В докладе будут представлены:
- результаты натурного изучения росписей времени Багратидов по итогам экспедиций;
- графические реконструкции иконографических программ, созданных с применением компьютерных технологий;
- всесторонний иконографических и стилистический анализ представленных памятников в контексте искусства Закавказья и Византии (в исследовании проводятся параллели с фресками Каппадокии, Армении, Грузии, наиболее близкими анийским видятся росписи Тао-Кларджети; важным подспорьем в анализе стиля явились миниатюры византийских и грузинских рукописей).

Church paintings of the Bagratid's Era in Ani: programmatic and stylistic features in the context of Byzantine art. The study is devoted to a little-studied issue — fresco ensembles of the Bagratid dynasty (late 9th — first half of the 11th centuries) on the territory of Ani. According to the researches of recent years to this stage can be attributed: paintings of the altar apse of the Cathedral (soon after 1001), paintings of the Horomos Monastery (located near Ani), as well as, perhaps, the remains of the painting of the Abugamrents Church and paintings of the Savior Church.

The paper will present:
- the results of field study of the murals of the Bagratid time based on the results of expeditions;
- graphic reconstructions of iconographic programs created with the use of computer technologies;
- comprehensive iconographic and stylistic analysis of the presented monuments in the context of the art of Transcaucasia and Byzantium (the study draws parallels with the frescoes of Cappadocia, Armenia, Georgia; the closest to the Ani paintings are the paintings of Tao-Klarjeti; miniatures of Byzantine and Georgian manuscripts were an important support in the analysis of style).