Современный город Калининград, бывший Кенигсберг, несмотря на значительные разрушения, в особенности своей центральной исторической части, тем не менее представляет определенный интерес с точки зрения изучения своего градостроительного развития.
Один из важных этапов этого развития пришёлся на 2-ю пол. XIX в., когда городская ткань приобрела многие характерные черты европейского города.
До середины XIX в. Кенигсберг как урбанизированная территория представлял из себя неоднородную структуру. Наряду с плотно застроенным центром из трех исторических городов, с возведением вального кольца XVII в. в городскую территорию были включены пригороды, продолжавшие сохранять свой сельского облик на протяжении двух столетий. Градостроительное регулирование, входившее в компетенцию государства, на тот момент имело односторонний характер в сторону соблюдения мер противопожарной безопасности. Другие задачи градостроительства (эстетическая, планировочная, зонирование) имели второстепенный характер. Ситуация стала меняться с началом XIX в., когда стала формироваться новая нормативная база, как на государственном (строительные предписания, законы), так и на местном уровне (правила и статуты). После объединения Германии в 1871 г. город, как и все прочие крупные центры страны, испытал экономический подъём (население в 1870-90 гг. увеличивалось каждые пять лет на 7-15%). Основным градостроительным документом для Кенигсберга стало Строительное уложение от 10 марта 1887 г., в котором примечательны установленные предельные значения (ширина улицы (12 м), доля застройки, размеры внутренних дворов, высота и количество этажей). Так возникли «современные кварталы улиц» со сплошной застройкой по красной линии, практически без озеленения, с архитектурной точки зрения монотонные и однообразные.
Одновременно город готовился к расширению своей территории, приняв в 1899 г. Строительные правила для пригородов Кенигсберга, где наряду со снижением предельных параметров застройки, впервые речь заходит о функциональном зонировании.
В тоже время, в условиях невозможности отчуждения участков у собственников (закон Адикеса будет принят только в 1902 г.), муниципалитет был ограничен в средствах, кроме как прямого выкупа или обмена участками, для создания общественных пространств различного назначения или изменения планировочной структуры. Однако даже и эти радикальные изменения, не представляли собой в полной мере градостроительные решения в современном понимании. Время для новых концепций придет только с началом века двадцатого.
|