Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

03.06.2025

Керамопластический декор в византийской провинциальной архитектуре X-XI веков

Исследование выполнено в рамках Плана фундаментальных научных исследований РААСН и Минстроя России на 2025-г., тема No 1.1.1.1.

В докладе будут рассмотрены основные линии развития керамопластической декорации в архитектуре X–XI вв. в разных частях Византийской империи.

Базовой для византийской архитектуры была римская традиция. Она включала в себя разные варианты облицовки (opus spicatum, opus reticulatum), в позднеантичный период — и отдельные декоративные мотивы (поребрик, солярные мотивы, стилизованные деревья, кресты). Эта традиция прослеживается в ранневизантийских памятниках Константинополя, Равенны, Салоник и др.

После темных веков развитие этой традиции продолжается на севере Балкан. Среди наиболее ярких примеров — группа храмов X в. в Кастории. Мастера использовали особый вариант смешанной техники с чередованием рядов кирпича и грубо отесанных камней, в промежутки между которыми вставлялись вертикально и диагонально обломки кирпичей, напоминающие буквы. Кроме того, храмы украшаются поребриком, opus spicatum, розетками, керамическими плитками, поставленными в ряд или наподобие opus reticulatum.

В центральной и южной Греции в постройках т.н. «доэлладской школы» в X в. основным видом декора были фризы поребрика, иногда встречается бегунец. Во втор. пол. X–XI вв. в храмах «элладской школы» получает распространение кладка «клуазоне», которая дополняется вставками кирпичных «букв» между каменными блоками, керамических деталей и мраморных фрагментов. Особым видом декора стали керамические плитки с рельефным псевдокуфическим орнаментом. Предполагают, что этот вид декора имитирует столичные образцы, а импульсом к его распространению стало строительство ок. сер. X в. церкви Богородицы монастыря Осиос Лукас.

Во второй четверти XI в. наблюдается всплеск интереса к кирпичным орнаментам в постройках столичных мастеров, которые разрабатывают достаточно широкий репертуар декоративных мотивов. Влияние этой новой столичной моды практически сразу распространяется и в провинциях, где новые мотивы соединяются со сложившимися на предыдущем этапе местными практиками.