Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

03.06.2025

Исторические концепции иммерсивных пространств на примере дворцовых и усадебных парков

Концепции исторических садов и парков были направлены на формирование определенного впечатления у наблюдателей и посетителей, создавая иммерсивные пространства, начиная с глубокой древности. Для этого использовались различные средства композиции – пропорциональность, соподчинение, масштабность, а также семантики художественных образов, знаков и символов.

Наряду с характеризующими каждую эпоху уникальными взглядами и подходами, воплощенными в стилистике дворцовых парковых ансамблей, обнаруживаются их универсальные свойства в аспектах проектирования архитектурного пространства. Основная задача исследования – раскрыть способы и методы, используемые для вовлечения владельцев и гостей в атмосферу различных событий и сюжетов, разворачивающихся на фоне ландшафтно-парковой архитектуры, а также определить специфичные черты иммерсивных пространств, характерные для каждой эпохи или географического региона. Например, художественная образность, как архитектуры, так и парков Египта была обусловлена культом загробной жизни и ее символическим отождествлением с природой. Гармоничные формы растительного мира Природы послужили вдохновляющим прототипом древнеегипетского зодчества, в котором пол был землей, колонны – деревьями, потолок – небом, дворец – олицетворял собой образ сада. Подражание формам и цвету сближало иллюзию с действительностью, реалистичность изобразительных средств делала ее понятнее, восприимчивее.

Роль садово-парковой архитектуры в дворцовых и усадебных ансамблях древних, античных и средневековых государств, не так материально наглядна по сравнению со зданиями, но все же сохранились археологические следы парков прошлых эпох – проложенных аллей и водоемов, документальные свидетельства путешественников и очевидцев, графические и живописные изображения.

Синтетический характер садово-паркового искусства, соединяющего растительный материал с объектами архитектуры, разворачивается в исторической ретроспективе как эволюция иммерсивных сред, погружающих человека в мир новой реальности.