Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

03.06.2025

Вода как элемент паломнического архитектурного комплекса: монастырь Ритория V-VII веков на холме Тель-эль-Харрар

Исследование выполнено в рамках Плана фундаментальных научных исследований РААСН и Минстроя России на 2025 г., тема No 1.1.1.1. Тексты раннехристианских паломников содержат много упоминаний источников, колодцев и купелей, рассматривавшихся выходцами из римской культурной среды через призму чудесных античных источников. Однако взаимодействие христиан IV-VIII вв. с водными сооружениями имело и свою специфику, связанную с практикой паломничества: нагруженные библейскими ассоциациями источники несли функцию сакрализации святых мест, связывая библейские события с окружавшими паломников пейзажами.

Монастырь Ритория (V-VII вв.) был возведен недалеко от Иордана на холме Тель-эль-Харрар, почитавшемся как место расположения пещеры и источника, где крестил Иоанн Предтеча. Искусно устроенная система водных сооружений включала бассейн-цистерну, встречавший паломников у входа, акведук и купели на вершине холма. Архитектура организовывала движение через ансамбль, трансформируя взаимодействие паломников с водой от практического (физическое очищение) к культовому (очищение духовное).

Чтобы попасть из южной в северную часть комплекса, нужно было пройти через Западную церковь. Центральным архитектурным и смысловым образом выступала апсида, устроенная в скальном гроте. Архитектура базилики имела перформативный характер, предполагавший наличие льющейся в апсиде воды, уходившей по проложенному под полом каналу в сторону близлежащей долины. Эта водная инсталляция подчеркивала ассоциацию апсиды с пещерой Крестителя, согласующуюся со свидетельствами Иоанна Мосха, Епифания Монаха и игумена Даниила.

Совмещая архитектурную и естественную пейзажную форму, апсида-грот раскрывала библейский смысл пейзажа, служила переходом от пространства церковного к окружающему природному. Подходя к монастырю среди будничного пейзажа, паломник видел рукотворную архитектуру; внутри базилики посредством апсиды-грота с текущей водой архитектура включала в себя пейзаж, придавая ему сакральный статус. Выйдя из базилики, паломник снова входил в пространство пейзажа, уже нагруженного сакральными библейскими коннотациями, возникшими в базилике.