Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

28.05.2025

Предвосхищения процессуального подхода в трудах Г. Вельфлина и Г. Зедльмайра и его применение к творчеству З. Хадид

Ю.В. Юровская

Г. Вельфлин и Г. Зедльмайр предвосхитили исследования художественных феноменов через реконструкцию творческих процессов, в которые включено произведение, и выделили три вида процессов, работающие на разных уровнях: 1) общемировые художественные процессы; 2) индивидуальные, личностные творческие процессы; 3) становление «материальной, художественной вещи». Эти процессы можно проследить в творчестве З. Хадид, которая включена в мировые тренды западной архитектуры, стремится освоить и переосмыслить идеи и наследие Русского авангарда и модернизма, воспринимает пластичность и динамику форм барокко и экспрессионизма. Её формы «текут» как в сюрреализме, но и подлежат параметрическому моделированию, создавая математические аналогии. Однако «звезды архитектуры» не только подвержены воздействию рынка недвижимости, но и отчасти формируют спрос, создавая новые «продукты», предопределяя моду на архитектуру, её тренды. До начала проектирования у Хадид имеется некая общность представлений, связанных с памятью, ассоциациями и яркими впечатлениями, они ложатся в основу её проектной мифологии, составляя особую область представлений – До-мир. Мировые процессы пропускаются через призму художника, присваиваются, переживаются ею. Она ориентирована на создание собственного «малого мира», выработку идиостиля и разработку индивидуального творческого процесса, с устойчиво повторяемыми стадиями, где раз за разом совершается генезис от исходного клубка линий до законченного объекта. Личностный процесс «перетекает» в становление пластической вещи. Сюда, вместе с привнесёнными образами, входят «отголоски» мировых тенденций, угадываются ранее виденные пластические мотивы. Включаются воображение, вчувствование, одушевление форм, «мутации» и трансформации. Задаются сценарии дальнейшего развития и эксплуатации формы. Полученные «находки» и образы подхватываются архитектурным сообществом, составляют основу пластической выразительности и параметрического моделирования в архитектуре и градостроительстве.