Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

28.05.2025

The architectural and landscape complex of Sigiriya as one of the wonders of the Eastern world / as a tourist attraction

Abeysekera Sanath Herath Mudiyanselage

Абейсекера Санат Херат Мудиянселаге НИУ ВШЭ, Москва, Россия, Шри-Ланка
Архитектурно-ландшафтный комплекс Сигирии как одно из восточных чудес света / как туристическая достопримечательность

Abeysekera Sanath Herath Mudiyanselage HSE University, Moscow, Russia, Sri Lanka
The architectural and landscape complex of Sigiriya as one of the wonders of the Eastern world / as a tourist attraction

В докладе я попытаюсь пролить свет на некоторые особенности ландшафтного, архитектурно-планировочного и объемно-пространственного решения Сигирии и их актуальность в современной архитектуре. Показать, что выделяет Сигирию на фоне других архитектурных и культурных памятников Азии и мира в целом. Сигирия — это не просто древний дворец на скале, а грандиозный комплекс, в котором в синтезе представлены разные искусства, архитектура и природа, созданный в V веке царём Кашьяпой. Это место, где камень, вода и небо становятся частью замысла архитектора, где каждый элемент — от зеркальной стены до фресок с небесными апсарами — работает на создание целостного образа. Что делает Сигирию особенной? Прежде всего — её концептуальность. Это не просто крепость или резиденция, а тщательно продуманный символ власти, соединяющий земное и божественное. Здесь нет случайных деталей: даже сады — водный, террасный, сад валунов — выстроены так, чтобы вести гостя вверх, к дворцу, словно парящему в облаках.

Особый интерес вызывают фрески Сигирии. Кто эти женщины — наложницы, богини или символы природных стихий? Споры идут до сих пор, но ясно одно: их образы работали на создание мистической атмосферы, подчёркивая связь царя с высшими силами. А зеркальная стена, отражавшая игру света, и «лунный камень», мерцавший в темноте, добавляли этому месту почти театральной эффектности. Но Сигирия — это ещё и удивительный пример органической архитектуры, где здание не противостоит ландшафту, а становится его продолжением. Современные архитекторы, вроде Джеффри Бава, Фрэнка Гэрри, Фрэнка Ллойда Райта или Захи Хадид, ищут именно такую гармонию.

И наконец, Сигирия — это архитектура, которая должна была восхищать. Царь Кашьяпа создал не просто дворец, а иммерсивное пространство (если говорить современным языком), где гости испытывали восторг от видов, звуков фонтанов, прохлады водоемов и даже театральных представлений. В своем докладе я хочу показать, что Сигирия — не просто руины прошлого, а живой источник вдохновения для архитектуры будущего.