Академик Чжан Цзиньцю, крупнейший современный архитектор Китая, связала свою жизнь с городом Сиань и его богатейшим архитектурным наследием. Одним из наиболее заметных проектов раннего периода творчества архитектора стал проект Исторического музея провинции Шэньси, реализованный в 1991 году. В этом проекте Чжан Цзиньцю первая из современных ей китайских архитекторов использовала не только традиционные формы построек, но и традиционное планировочное построение, соединив планировочную структуру с основными философскими концепциями древнего Китая. В данном проекте архитектор следовала стилистике архитектуры династии Тан, органично соединив ее с современными строительными материалами, конструкциями и функцией. Результат оказался настолько удачным, что стиль, выработанный Чжан Цзиньцю, окрестили «новым стилем Тан».
Одновременно с проектом Исторического музея провинции Шэньси Чжан Цзиньцю взялась за разработку сразу трех крупных проектов в танском духе, за которые она в 1992 году была удостоена высшей профессиональной награды Китая – государственной премии за лучший архитектурный проект. А в следующем 1993 году эту же премию она получила уже за проект Исторического музея провинции Шэньси, окончательно закрепив за собой статус крупнейшего архитектора современного Китая.
По сей день «новый стиль Тан» в проектах Чжан Цзиньцю продолжает проявляться в разном исполнении и интерпретациях, примером чему могут служить такие постройки как стеклянная пагода в Сиане, возведенная в 2011 году, Буддийский институт на горе Путошань в провинции Чжэцзян 2011 года или новые музеи Великого канала в Янчжоу 2021 года и музей археологии провинции Шэньси в Сиане 2022 года.
(Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных научных исследований Российской академии архитектуры и строительных наук и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на 2024 год)
|