Особую роль в истории развития архитектурной мысли Японии играет характер восприятия западного опыта японскими архитекторами. Начиная с периода Мэйдзи в Японии новое поколение архитекторов успешно работает преимущественно в исторических стилях XIX века, перенимая опыт европейских коллег. Однако к началу XX века в архитектурном обществе Японии такой подход начинает подвергаться критике как «не японский», происходят изменения в архитектурном образовании, идет активное изучение потенциала железобетонных конструкций, поднимается вопрос о том, является ли архитектура искусством. В этих обстоятельствах формируется японское архитектурное общество сецессионистов (1920-1928), которое, не отвергая функционализм, признает роль художественной составляющей в архитектуре, выступая при этом против историзма и догматов в эстетике. В дальнейшем члены этого общества оказывают существенное влияние на развитие японской архитектуры в XX веке.
Важным этапом становится послевоенный период, когда формируется движение архитектурного метаболизма, члены которого стремятся найти ответы на то, какой должна быть японская архитектура на руинах страны, пострадавшей от колоссальных разрушений. Трагический исторический опыт первой половины ХХ века приводит к глубокой рефлексии, в дальнейшем отразившейся в теоретических работах японских архитекторов, среди которых стоит особо отметить труд Арата Исодзаки «Japan-ness in Architecture», в котором он задается вопросом, что является (или должно быть) «японским» в японской архитектуре. Активный поиск ответа на этот вопрос приводит к постоянной полемике и обогащению архитектурных форм и смыслов современной Японии.
|