Проблема национального своеобразия в архитектуре России и других странах – одна из важнейших в настоящее время. Она имеет два основных аспекта: исторический – выявление истоков причин тех или иных национальных традиций и современный – поиск перспектив дальнейшего развития архитектурно строительной практики.
В России в архитектуре общественных зданий в XXI веке стали проглядываться штрихи «нового русского стиля», который ищет источники вдохновения в эклектичных постройкам «неорусского стиля», воплотившегося в роскоши и утонченности архитектуры периода второй половины XIX и начала XX века. Особенно ярко эта тенденция проявилась в архитектуре театрально-зрелищных зданий (театр оперы и балета в Астрахани, проекты театральных комплексов в Казани, Якутске, Улан-Удэ и др.)
В пост-советских независимых государствах таких, как Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, также идет поиск национальной идентичности через архитектуру общественных зданий. Особенно ярко художественные традиции используются в Астане. Среда этого города насыщена элементами архитектуры, в которых читается принадлежность к казахской национальной культурной традиции, а том числе и в административных зданиях (например, здание Сената Казахстана). Ярким примером национальных художественных традиций являются административные здания в Минске (Дворец независимости). В ряде новых общественных зданиях Баку также используется приемы, основанные на традициях национальной азербайджанской архитектуры.
(Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных научных исследований Российской академии архитектуры и строительных наук и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на 2024 год)
|