Доклад посвящен возможности сопоставления архитектуры и музыки. Тема остается актуальной и приобретает все больше сторонников, как со стороны архитекторов, так и со стороны музыковедов, композиторов и исследователей музыки.
Еще в первой̆ четверти XX века, архитекторы и композиторы начинают впервые работать вместе, как со-творцы. Архитекторы и композиторы второй̆ половины начали переводить теоретические дискурсы в физически реализованные объекты.
Сотрудничество архитекторов и композиторов может выражаться в разных приемах творческого взаимодействия: Павильон Ренцо Пьяно для оперы «Прометео» Луиджи Ноно - не только функциональное пространство для исполнения.
Павильон несет в себе выразительный̆ художественный̆ жест. Архитектура подстраивается под музыкальные идеи композитора. Музыка служит основой для создания архитектурной формы. В проекте павильона «Швейцарская музыкальная шкатулка» Петера Цумтора, напротив, композитор опирался на архитектуру павильона и его пропорции при создании музыкальных фрагментов. Композитор брал физические элементы архитектуры в качестве источника вдохновения для своих композиций. Музыка здесь - наполнение архитектуры и дополнение идей, заложенных архитектором.
Представленные примеры тесной работы архитекторов и композиторов над проектами двух принципиально разных павильонов позволяют понять ход творческой мысли, сближающей архитектуру и музыку.
|