Мотивацией данного исследования стала подготовка лекционных материалов к фестивалю уличного искусства «Щусев сегодня», объединяющему темы архитектуры и public-art и посвященному 150-летию архитектора.
Представленная теоретическая работа нацелена на построение понятийного аппарата, который позволяет на уровне смыслов одновременно говорить и об архитектуре Алексея Щусева, и о современном уличном искусстве, а также обретает признаки самостоятельного знания о предмете. Каждой теме в отдельности посвящены многочисленные исследования разных авторов, которые создают комплексное восприятие предмета, стремящееся к объективности картины и выражаемое в накоплении знания о нем, однако, попытка сопоставления нескольких предметов, поиск общего целого между ними и взгляд на один предмет через другой становятся импульсом для порождения нового представления, и в дальнейшем, нового знания. Такие сопоставления мы часто встречаем и при монтаже в кино (например, «эффект Кулешова»), и в архитектурной и художественной композициях, в синтаксисе языка, и, разумеется, в современном городе со всем многообразием его элементов, сочетание которых становится объектом для многих теоретических исследований. Эта работа не о предмете, а о методе исследования, о том, как иначе можно смотреть на исследуемый объект. Важной проблемой становится понимание и устройство «стыка» в сложносоставной форме, возникающие также при исследовании эклектики в архитектуре, становясь ключом к ее пониманию. Подобная форма, как и «сочетание несочетаемого», сегодня представляют собой целое явление в образном искусстве, в том числе и в экспериментах с искусственным интеллектом, часто визуализирующим подобные явления.
|