Аннотацию монографии Н.А. Коноваловой «Современная архитектура Японии: традиции восприятия пространства» можно увидеть здесь.
В издательстве «Нестор-История» вышла монография кандидата искусствоведения, советника Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) Нины Анатольевны Коноваловой – известного российского специалиста в области исследования исторической и современной архитектуры Японии. Монография «Современная архитектура Японии: традиции восприятия пространства» написана профессиональным научным языком и состоит из четырех основных частей, хорошо иллюстрирована, включает введение, заключение и список литературы. Объем рассматриваемой монографии – 27.3 п.л., 256 с., книга содержит множество ценного иллюстративного материала – около трехсот рисунков, чертежей, черно-белых и цветных фотографий, большинство из которых авторских. Архитектура Японии в последние десятилетия вызывает значительный интерес в мире и является совершенно особым культурным явлением, а многие японские архитекторы стали лауреатами Притцкеровской премии. Характерен и тот факт, что многие Всемирные выставки прошли именно на территории относительно небольшого островного государства, славящегося своими инновационно-технологическими прорывами. Особую актуальность монографии Н.А. Коноваловой придает тот факт, что прошедший 2018-й г. был провозглашен годом Японии в России с соответствующими культурными и иными совместными мероприятиями по сотрудничеству на территории обеих стран. В первой части монографии рассматриваются пространственные характеристики архитектуры Японии, особое внимание уделено характерной японской «триаде»: пустота – промежуток – тень как инвариантам культуры страны. В монографии подробно описаны особенности творчества отдельных известных мастеров: архитектурные традиции в новых материалах, воплощаемые Кунио Маэкава; архитектура как функция и символ – работы Кэндзо Тангэ; «серое» пространство в творчестве Кисё Курокава; игра света в архитектуре Тадао Андо; пространственные связи, разрабатываемые Киёнори Кикутакэ; чистота линий и чистота пространства зодчего Тойо Ито. В книге рассмотрены и такие особенности формирования архитектурного пространства как плотность; последовательно раскрывается создание традиционного миниатюрного пространства для жизни, микропространства японских отелей (включая и такое интересное явление, как «капсульные отели»), современные чайные домики. Отдельное внимание уделено «скрытому и открытому», прозрачности в архитектуре. Важным разделом монографии является рассмотрение урбанистического «скайлайна», включая современную антисейсмическую архитектуру, башни и телебашни, высотное строительство и небоскребы будущего. В книге присутствует также часть, посвященная использованию традиционных строительных материалов Японии, в частности, применению дерева и бумаги в современной архитектуре. Отдельно раскрыта тема архитектуры и природы на примерах современных садов Японии, их трансформаций и констант; рассматривается симфония образов архитектуры и природы в современной Японии, а также японская органическая архитектура. Автором анализируются архитектурные особенности застройки и отдельных зданий, сформировавшиеся как под влиянием оригинального творчества зодчих, так и природных, исторических, культурных, социально-экономических и демографических условий островного государства. Н.А. Коновалова оценивает процессы, связанные с формированием архитектурного образа Японии на мировой арене. Здесь важнейшее значение имеют всемирные выставки, их оценка и самооценка. Автором проведен серьезный анализ участия Японии во Всемирных выставках и организации их пространства, а также формировании ведущих градостроительных принципов. Особое внимание уделено «экспозиционному городу» в Японии, с охватом как градостроительных экспериментов, так и реального строительства. Проанализирован целый ряд выставок: «Экспо – 70» в г. Осака, «Экспо – 75» в г. Окинава, «Экспо – 85» – в г. Цукуба, Экспо – 90 (Международная выставка растительности и садов) – в г. Осака, «Экспо – 2005» в Аити. Кроме того, рассмотрена и архитектура страны Восходящего солнца на других Всемирных выставках: «Экспо – 58» в г. Брюссель, Бельгия; «Экспо – 67» в г. Монреаль, Канада; «Экспо – 92» в г. Севилья, Испания; «Экспо – 2000» в г. Ганновер, Германия; «Экспо – 2010» – в г. Шанхай, КНР; «Экспо – 2015» в г. Милан, Италия. Автор книги предоставляет читателю возможность глубже познать культуру и архитектурные традиции японской нации. Выход такой книги открывает новые перспективы культурного сотрудничества двух стран. Это подтверждается яркой презентацией монографии Н.А. Коноваловой в Центральном доме архитектора в Москве, на которой с приветственным словом выступил советник посольства Японии в России г-н Такахаси Масакадзу. Он выразил глубокую заинтересованность исследованиями российских специалистов в области японской культуры и оценил вышедшую книгу как важный вклад в изучение Японии. Монография предназначена для архитекторов и искусствоведов, а также может быть рекомендована широкому кругу читателей, так как носит одновременно научно-исследовательский и просветительский характер. Рассмотрение различных аспектов уникального архитектурного феномена страны Восходящего Солнца позволило достичь автору некоего синергетического эффекта. Публикация этой книги является значительным событием в изучении не только японской, но и мировой архитектуры. В этом состоит особая заслуга Н.А. Коноваловой – бессменного организатора ежегодной международной конференции «Современная архитектура мира: основные процессы и направления развития», а также составителя и редактора сборника научных трудов «Современная архитектура мира». Представленная книга написана на высоком методическом и теоретическом уровне, остается пожелать автору продолжить дальнейшие исследования нетривиального феномена японской архитектуры, органично сочетающей традиции и ярчайшие инновации, продолжающей свое динамичное развитие и дающей обильный материал для дальнейших размышлений, выводов и научных публикаций. Касьянов Н.В. – в.н.с. филиала ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» НИИТИАГ, кандидат архитектуры, советник РААСН
|