Аннотацию книги И.Е. Печёнкина, Л.В. Сайгиной «Архитектурное наследие России. Иван Кузнецов » можно увидеть здесь.
Столетний юбилей революции для многих явился поводом поразмышлять над обстоятельствами вековой давности. Многочисленные выставочные проекты представили роковой слом российской истории в ракурсе художественных находок и потерь. На этом фоне увидела свет книга, на первый взгляд, связанная с революционными событиями весьма опосредованно. В действительности же судьба героя монографии Ильи Печёнкина и Людмилы Сайгиной крепко обусловлена социально-политическими и экономическими реалиями конца XIX—начала ХХ века.
Творческая биография Ивана Сергеевича Кузнецова (1867—1942) оказалась разделённой на две больших главы. В первой он – преуспевающий архитектор торгово-промышленной Москвы, сделавший карьеру от помощника знаменитого Ф.О. Шехтеля в конце 1880—1890-х годах до «персонального» зодчего оружейного магната Н.А. Второва в 1910-х. По собственному признанию Кузнецова, для этого заказчика им было выстроено свыше 600 зданий, прежде всего промышленного назначения. Но наибольшую славу Кузнецову принёс административно-гостиничный комплекс «Деловой двор» на Славянской площади, с узнаваемым каркасно-неоклассическим фасадом (кстати, там, в своём кабинете, Второв будет застрелен в 1918 году). Там, в «старой России» Кузнецову, сыну владимирского крестьянина-отходника, неоднократно избиравшемуся гласным московской городской думы от кадетской партии, довелось достигнуть многого. Во второй главе своей жизни Иван Сергеевич если не был принужден начинать всё сызнова, то, во всяком случае, потерял былой общественный вес, привычное амплуа и круг постоянных заказчиков. В 30-х годах он создаст свои последние проекты в формах неоклассицизма, став одним из архитекторов старой школы, призванных исподволь возрождавшейся империей.
Качественная натурная съёмка сохранившихся построек чередуется в иллюстративном оформлении книги с ценными историческими кадрами из архива наследников Кузнецова, авторской графикой мастера из МУАРа и других государственных хранилищ; в приложении опубликованы документы биографического характера. И всё же особенно хочется отметить, что рецензируемое издание является примером того, как эффектная форма может вмещать в себя не менее достойное содержание. По степени охвата произведений книга приближается к жанру каталога-резоне, хотя собственно «каталожная» часть специально не выявлена. Под серийной обложкой аннотированного альбома уцелевших и утраченных построек, и неосуществлённых работ скрывается полноценная монография, позволяющая не только увидеть вехи профессиональной деятельности зодчего, но и ощутить контексты, в которой он жил и творил; представить его историческое лицо в толпе современников и в гуще событий беспокойного века.
|