Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

10.02.2015

Поэтический подход к изучению творчества современных архитекторов

Рецензия на серию статей М.Р. Невлютова
 
Вышла серия статей молодого исследователя Марата Раилевича Невлютова, посвященная раскрытию феноменологических аспектов творчества некоторых влиятельных архитекторов современности.
 
Творчество архитектора – сложнейший объект изучения, поскольку перед исследователем встает необходимость оценить его и как продукт эпохи, и как художественное произведение, всегда вписанное в некий контекст – природный или социально-городской, то есть собственно архитектурный. Но главной сложностью остается – оценить архитектурный объект как место пребывания человека, соответствующее его ожиданиям или вызывающее чувство восхищения, а также как среду его обитания, как своего рода сцену, подтверждающую осязаемость его присутствия в мире.
 
Своеобразен авторский выбор архитекторов – представителей художественного и проектного мышления современной архитектуры. Выбор всегда субъективен. Но в данном случае в основе весьма объективные, хотя и тонкие критерии. Судя по текстам, Невлютову мало интересны архитекторы, жестко философски и интеллектуально обосновывающие свои произведения.

Но вызывают интерес архитекторы, которые не утратили чувства власти над пространством и материалом и способны вызвать у человека состояние созерцательного погружения в особую среду, состояния ощутимого тактильного контакта с объектом архитектуры как со своей второй оболочкой, со своим домом, шире с oikos.  
 
Авторский подход Невлютова работает не на устоявшуюся «систему архитектуры», с ее принятой стилевой логикой. Его внимание привлекают современные архитекторы как особые персонажи художественной культуры, способные бросить вызов ортодоксии, непостижимости современного мира, поскольку исключительно новое и при том поэтически загадочное, непостижимое произведение может изменить обстоятельства и подарить человеку надежду на возможность выхода из любого даже жесткого положения вещей.
 
Невлютов не пытается «привязать» выбранных им для исследования авторов к тому или иному направлению в архитектуре. Его методология как исследователя сдвинута в сторону внимательного изучения неповторимого авторского начала, не знающего ограничений, но остающегося в рамках профессионального мастерства.

Писать об озарениях архитектора-художника намного сложнее, чем о концепциях, обоснованных самими архитекторами, зафиксированных в их манифестах или рефлексивных эссе. Тексты Невлютова не столько об озарениях, сколько о творческом порыве, в котором ухвачен нерв эпохи и выражен поэтическим языком архитектуры.
 
Из сказанного понятно, почему при рассмотрении произведений архитекторов автор серии статей М.Р. Невлютов опирается не столько на мейнстрим философии, сколько на некоторых философов, окутанных тайной онтологических, феноменологических и экзистенциальных размышлений, близких к пониманию тонкостей психологии восприятия современного человека (Хайдеггер, Гуссерль, Лакан, Бодрийар, Сартр, Мерло-Понти).
 
Из сказанного также можно понять, что автор в рассматриваемой серии работ обращается к творчеству «непредсказуемых» архитекторов. Это швейцарец Питер Цумтор, француз Жан Нувель, всемирно известная группа Жак Герцог и Пьер де Мерон. Каждый персонаж неповторим. Но и в этой неповторимости автор находит общие черты, созвучные «знаковым» явлениям времени.
 
Глубокое и тонкое понимание архитектуры доступно далеко не всем пишущим о ней авторам. Оно по силам лишь философски одаренным личностям. Остается пожелать молодому исследователю продолжать начатое глубоко человечное по своей сути и весьма профессиональное исследование, и методологически искусно и точно отстаивать свою точку зрения на сложно опосредованное проектное искусство архитектора.