Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

15.01.2013

Рецензия на серию статей Н.А. Коноваловой

Приемы организации пространства в современной архитектуре Японии // Вопросы всеобщей истории архитектуры. Вып.3. – М.: ЛЕНАНД, 2011.
Управляя мыслью и чувством: архитектура Тадао Андо // Вопросы всеобщей истории архитектуры. Вып.4. – М.: ЛЕНАНД, 2012.
Пространство для жизни в современной Японии: минимальный предел // ACADEMIA. Архитектура и строительство, № 2, 2010.
Японские гостиницы: традиции и новейшие эксперименты // Архитектура туризма. М., 2011.
Приемы зрительной режиссуры в организации пространства японской архитектуры // Визуальные стратегии в классическом и современном искусстве. М.: РГГУ, 2011.


Серия статей советника РААСН, кандидата искусствоведения Н.А. Коноваловой посвящена раскрытию уникального японского принципа органичной совместимости традиционализма и новаторства. В Японии живы оба подхода, и автор наглядно показывает, как в произведениях ведущих современных архитекторов этой страны, опирающихся на высочайшие технологии и новейшие материалы, зримо, на равных присутствуют и элементы традиционной архитектуры.

Исследования Н.А. Коноваловой чрезвычайно актуальны и своевременны. Эпоха глобализма, в которую вступил современный мир, особенно остро перед каждой страной ставит проблему сохранения культурной идентичности. Опыт Японии в этом вопросе представляется особенно интересным и перспективным.

Автор раскрывает приемы сохранения и передачи традиций в современной архитектуре Японии, которые основаны на восприятии и интерпретации пространственных характеристик. Такие пространственные категории, как пустота, промежуток, тень, открытость и завуалированность, проанализированы с точки зрения их функциональных, художественных и семантических свойств, ставших фундаментальными в восприятии японцев со Средневековья до настоящего времени.

В статье «Приемы организации пространства в современной архитектуре Японии» автор вводит в научный оборот смысловую триаду «пустота – промежуток – тень», с помощью которой анализирует ведущие принципы, составляющие сущность японской культуры и находящие свое воплощение в архитектуре Японии Новейшего времени. Н.А. Коновалова на конкретных примерах доказывает, что крупнейшие современные архитекторы, создавая свои произведения, стремятся передать то особенное ощущение пространства, которое исторически воспитано культурой Японии.

Статья «Управляя мыслью и чувством: архитектура Тадао Андо» посвящена творчеству одного из величайших архитекторов современной Японии и раскрывает его предпочтения и авторские приемы в организации пространства своих произведений.

Особое внимание Н.А. Коновалова уделяет такой категории, как плотность, а точнее, сокращение пространства, которое все более отчетливо характеризует современные города. В статье «Пространство для жизни в современной Японии: минимальный предел» автор рассматривает проекты, в которых чрезвычайно маленькое пространство дома становится ярким, комфортным и разнообразным по функциям. Японцы, по мнению автора, довели до абсолюта гармоничное сочетание необходимых размеров пространства с тем временем, которое человек может там провести. Эта тема нашла отражение в статье Н.А. Коноваловой «Японские гостиницы: традиции и новейшие эксперименты».

Не были обойдены вниманием автора и пространственные барьеры, существовавшие в традиционной Японии. Разные виды и типы барьеров явно, а чаще, очень тонко, незримо, присутствовали в любых пространственных образованиях и играли основополагающую роль в планировке жилого дома, сада, чайного домика, и продолжают оказывать свое существенное влияние на организацию пространства, его иерархическое построение и в настоящее время.

В заключении необходимо добавить, что рецензируемые статьи явились весомым вкладом в архитектурную науку. Несомненно, поднятые автором темы чрезвычайно актуальны и перспективны. Уже сейчас представленные на рецензию статьи являются оригинальным, новаторским научным трудом и должны быть изданы в виде монографии. 

Кандидат архитектуры,
заведующий лабораторией архитектурного
формообразования НИИТИАГ РААСН
Н.В. Касьянов