Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

11.01.2013

Первая книга об архитекторе С.У. Соловьеве (1859-1912). Рецензия

И.Е. Печёнкин. Сергей Соловьёв. Изд. Дом Руденцовых. М, 2012. – 228 С.

     В 2012 г. увидела свет монография кандидата искусствоведения И.Е. Печёнкина «Сергей Соловьёв», изданная в серии «Архитектурное наследие России» Издательского дома Руденцовых. Как и все уже вышедшие книги этой серии, она состоит из подробной биографии мастера и выстроенных в хронологическом порядке очерков о его архитектурных произведениях и реставрационных трудах. Благодаря монографии впервые создается достаточно полное представление о вкладе зодчего в развитие стилистически богатой и разнообразной архитектуры Москвы рубежа столетий. 

      С.У. Соловьёв (1859-1912) был заметной фигурой в архитектурном мире древней столицы, преподавателем Строгановского училища, реставратором, знатоком истории русской архитектуры и великолепным художником. Он учился у К.М. Быковского, оказавшего большое влияние на становление творческой личности мастера и формирование его художественных предпочтений. Для творчества обоих архитекторов была характерна широта профессиональных взглядов и знание истории, позволявшее талантливо интерпретировать известные примеры архитектурного прошлого, создавая новые неповторимые образы гражданского и церковного зодчества. В круг ближайшего окружения С.У. Соловьёва входили такие известные мастера как Г.И. Котов, М.Т. Преображенский, А.Н. Померанцев, столь же многосторонне образованные зодчие, архитектурную деятельность которых отличала высочайшая культура и пиетет перед историей.  

      Как и сам С.У. Соловьёв, многие из них были выходцами из московской архитектурной среды, которая была, как справедливо пишет И.Е. Печёнкин, «в XIX веке очагом развития «национальной идеи» в архитектуре». В книге подробно говорится о созданных по проектам С.У. Соловьёва архитектурных ансамблях русского стиля, таких как Медведниковская больница, Кустарный музей С.Т. Морозова и многих других, а также храмах. Среди них выделяется Знаменская церковь в Кунцеве – один из наиболее изысканных образцов неовизантийского направления в русской архитектуре. 

      Особого внимания заслуживают впервые раскрываемые в монографии творческие и родственные связи С.У. Соловьёва с семьей Суховых и, в частности, с самым ярким ее представителем – Д.П. Суховым, - одним из наиболее известных и авторитетных реставраторов следующего за Соловьёвым поколения первой половины ХХ века.

      В книге рассказывается о той социальной среде московского купечества и предпринимателей, которая служила одним из главных источников заказа зданий и целых архитектурных ансамблей «русского стиля». Разнообразие социального заказа находило выражение в богатстве стилистической палитры зодчего, отражавшей не столько последовательное, сколько параллельное бытование таких ярких стилистических явлений как неоклассическое, «русское», «византийское», модерн и эклектика. 

      Лейтмотивом всей монографии ее автор справедливо избрал художественные особенности московской архитектурной школы, которые нашли прекрасное воплощение в творческом почерке С.У. Соловьёва. Развивая московские традиции, уходящие корнями в XVII столетие, зодчий, например, широко применял изразцовый декор. Большую роль для архитектурной практики имел его личный опыт реставрационных работ и детальное знакомство с шедеврами московского зодчества. Многие из конструктивных и композиционных открытий прошлого нашли воплощение при работе над современными проектами. Этот прием широко применялся коллегами С.У. Соловьёва как в России, так и в Европе, будучи универсальным методом историзма, который на протяжении XIX века эволюционировал от поверхностных стилизаций к новаторской интерпретации пространственных и образных архетипов. 

      В частности, несомненный интерес представляет публикация малоизвестных материалов о создании по проекту С.У. Соловьёва Троицкой церкви близ Пятигорска по заказу Е.А. Хомяковой. В проекте храма зодчему удалось талантливо сочетать традиции новгородско-псковской архитектуры с формами зодчества Закавказья. 

      В монографии публикуется много новых архивных проектных чертежей С.У Соловьёва, выполнена прекрасная съёмка фасадов, интерьеров, конструктивных и декоративных деталей существующих зданий, а также тех, в реставрации которых участвовал зодчий. Биографический раздел сопровождает много нового, впервые публикуемого материала. В издании удачно найдены пропорции между иллюстрациями и текстом, черно-белой и цветной печатью. 

      На сегодняшний день книга представляет собой наиболее полное издание о творчестве С.У. Соловьёва, продолжая традицию монографических исследований о мастерах отечественного зодчества второй половины XIX – начала ХХ века, яркого, но небогатого пока монографическими исследованиями, периода истории русской архитектуры.