Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

12.12.2011

Рецензия на серию научных статей Л.К. Масиеля Санчеса об архитектуре Сибири эпохи барокко

  • Троицкий погост на Онеге и его архитектурный контекст // Памятники русской архитектуры и монументального искусства XVI–XX вв. Вып. 8. М., 2010. С. 59–79;
  • Свет Лавры in partibus infidelium: «украинизмы» в архитектуре Сибири XVIII в. // Архитектурное наследство. Вып. 54. М., 2011. C. 144–157;
  • Храмы архангелогородской школы // Архитектурное наследство. Вып. 55. М., 2011. С. 77–87.

Серия статей историка архитектуры, кандидата искусствоведения Л. К. Масиеля Санчеса посвящена актуальной для современной науки проблеме продолжения средневековых традиций в России в эпоху барокко. Статьи объединены и общностью материала. В них рассматриваются храмы XVIII в. на Русском Севере и Сибири, регионах, издавна представлявших собой едва ли не единое целое, будучи связанными общими торговыми и социальными связями. В статьях представлены три подхода, многогранно освещающих соответствующую проблематику. Статья об архангелогородской школе — классический пример обзорного исследования, использующего обзор всей визуальной и текстовой информации о памятниках, возникших в определенное время на определенной территории, и предлагающего их интерпретацию как региональной школы, связанной общностью строительных приемов и избранных образцов. В конкретном данном случае с помощью привлечения обширного архивного материала удалось описать и охарактеризовать архангелогородскую школу, потерявшую в советские годы почти все свои памятники. Статья об «украинизмах» в Сибири — пример проблемного подхода, когда определенное явление рассматривается как сквозное на максимально широком материале. Сравнение большого количества памятников церковного зодчества во всей Сибири на протяжении всего XVIII в. позволило автору установить, что украинские формы, появившись в Тобольске и Тюмени при непосредственном участии украинских заказчиков и мастеров в начале столетия, не исчезли в дальнейшем, но легли в основу формообразования храмов тобольской школы (как в украинско-нарышкинский, так и барочный период), а также распространились на Восток Сибири. Принципиально важным представляется вывод об их активном усвоении деревянным зодчеством, где не только отдельные формы (купола-бани), но и целые композиции (5-частная) сохранялись вплоть до начала XIX в. Наконец, третья статья, посвященная храмам Троицкого погоста на Онеге, использует методы микроистории. Один архитектурный комплекс рассматривается здесь с разных точек зрения, подробно воссоздается его исторический и особенно архитектурный контекст. В результате иконография уникальных для русской архитектуры зданий получает истолкования в рамках традиции копирования великой святыни Русского Севера — Преображенского собора Соловецкого монастыря. 

Итак, представленная серия статей обладает тематическим и проблемным единством. Очевидна ценность этих статей с точки зрения как «археологии искусства» — в науку вводятся многочисленные малоизвестные и даже неопубликованные памятники, — так и методологии изучения архитектуры, поскольку сочетание разных подходов позволило получить новое понимание и интерпретацию такого сложного явления, как средневековая архитектура в эпоху барокко.

А.Ю. Казарян,
советник РААСН,
доктор искусствоведения