Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

12.12.2011

Рецензия на серию научных статей С.В. Тархановой о раннехристианской архитектуре Палестины

  • Напольные мозаики в архитектуре храмов и синагог раннехристианского периода (III-VI вв.) на территории Палестины. Стилистические и композиционные особенности // Пространство Культуры. № 2. М.: «Дом Бурганова», 2009. С. 95–108;
  • Раннехристианские базилики Декаполиса на территории Палестины. Истоки и развитие // Вопросы Всеобщей Истории Архитектуры. Вып. 3 / Сост. и отв. ред. Н.А. Коновалова. М.: ЛЕНАНД, 2011. С. 122–151;
  • Раннехристианские мозаики храмов и синагог Палестины. Особенности технологии // Academia. №4. М., 2010. С. III–VII.

Серия статей историка архитектуры, искусствоведа Светланы Валерьевны Тархановой посвящена многостороннему изучению архитектурного и художественного наследия Палестины эпохи раннего христианства. Опираясь на существующие археологические исследования, на результаты современных работ зарубежных коллег, с которыми автор рецензируемых статей находится в активном контакте, и, что самое ценное, на собственные наблюдения в ходе поездок по странам Ближнего Востока, Турции и Греции, С.В. Тарханова успешно исследует вопросы происхождения и развития архитектурных композиций, орнаментального и мозаичного убранства как христианских церквей, так и иудейских синагог древней Палестины, сосредотачивая основное внимание на культовых постройках в городах у побережья Галилейского озера, входивших в политическое объединение Декаполиса. Особо подчеркивается общекультурный аспект развития системы Декаполиса на территории Палестины. Она возникла в результате эллинизации Востока в эпоху Александра Македонского и превратилась при Селевкидах и Птолемеях в мощный оплот греко-римской культуры.
Статья о раннехристианских базиликах Декаполиса посвящена проблеме взаимовлияния греко-римской, индейской и христианской архитектуры. Культура городов продолжала развиваться вплоть до 5-6 вв., оказывая существенное влияние на формирование христианских базилик, к частности, сирийского типа (пастофории, узкие окна, антикизирующий стиль). Синагоги «ранне-галилейского» типа (Хоразин, Капернаум) рассматриваются в статье как возможные прототипы для христианской базилики. В то же время, более поздний «византийский» тип синагог отражает влияние уже христианской архитектуры.
В двух других статьях исследуются разные аспекты напольных мозаик: их технологическая и художественная стороны. На основе археологических отчетов по базиликам Иппос-Сусситы, Тиберии (гора Береники), Курси выяляются особенности технологии мозаик в храмах. В целом, те принципы, которые предписывал Витрувий, соблюдаются, но не строго: допускаются отклонения от указанных материалов, толщины слоев и других подготовительных этапов. Также анализируются породы камней и смальты, которые использовали мастера, благодарю чему связи Палестинского региона с Малой Азией и Константинополем стали очевидными.
Подробно исследуется проблема взаимодействия мозаичного декора и архитектуры на уровне модуля, пропорций и декоративных мотивов. Сравнивается иерархическая система композиции в синагоге Бет Альфа (начало 6 в.) и церкви в Табхе (конец 5-начало 6 в.), выявляются их общие принципы и различия. В то же время, намечается большое количество пластических приемов, родственных сирийской мозаичной школе (Антиохия).

Апробацией исследования С.В. Тархановой следует считать выступление на Международном Конгрессе Византинистов в 2006 г в Лондоне с докладом об архитектуре христианской базилики в Курси (Галилея) и дальнейшая публикация данного материала в Аспирантском Сборнике ГИИ (Раннехристиаская базилика в Курси // Аспирантский Сборник ГИИ. Вып. 5. М. 2009), солидную энциклопедическую публикацию о структуре и памятниках раннехристианского городища Иппос-Суссита на восточном берегу Галилейского озера, рядом с кибуцем Айн-Гев (Иппос (в соавторстве с Л. А. Беляевым и С. Д. Григоряном) // Православная Энциклопедия. Т. 26. М., 2011. С. 224–229), выступление на архитектурном семинаре НИИТИАГ РААСН 9 декабря 2011 г. с докладом на тему «Синагога V в. в Капернауме как пример альтернативного развития греко-римского наследия. Стилистические особенности».

Таким образом, благодаря рецензируемой серии статей перед нами начала разворачиваться полномасштабная картина развития культовой архитектуры и искусства мозаики Палестины и, в особенности древнего Декаполиса, о котором еще недавно мы могли судить по разрозненным статьям и кратким каталогам памятников, издававшихся в основном зарубежными коллегами. Анализ синтеза искусств в монументальных постройках региона, попытка обнаружения взаимосвязей в архитектурном творчестве христианских храмов и синагог III-VI вв. и изучение их на широком фоне зодчества Восточного Средиземноморья, с учетом древнейших местных и эллинистических традиций являются проявлениями комплексного методологического подхода ученого, столь необходимого в каждом академическом исследовании.

В ближайшем времени эта серия может получить свое логическое продолжение в виде нового исследования проблемы генезиса христианской базилики, проведенного С.В. Тархановой на основе позднеантичного зодчества Палестины. Его результаты доложены на двух престижных научных мероприятиях (Проблема генезиса христианской базилики на примере храмовой архитектуры Палестины позднеантичного периода. // Российское византиноведение. Традиции и перспективы. Тезисы докладов XIX Всероссийской научной сессии византинистов. Москва 27-29 января 2011 г. С. 211-212; Genesis of Christian Basilica at the Base of Late Antique Palestine Architecture. Near Eastern Roots. // Proceedings of the 22nd International Congress of Byzantine Studies. Sofia, 22-27 August 2011. Vol. III Abstracts of Free Communications. Sofia. 2011).

А.Ю. Казарян,
советник РААСН,
доктор искусствоведения