RSS
18.07.2002

MoMA транзит или архитектурный театр Майкла Малцана

информация:

В последние дни июня старейший в мире Музей современного искусства в Нью-Йорке (Museum of Modern Art) или просто MoMA временно открылся в Квинсе, одном из пяти районов города. Теперь музей называется - MoMA QNS (Квинс).

Таким образом успешно завершилась первая половина пути музея в новое здание, строящееся в самом центре Манхэттена. Планы музея оказались такими грандиозными, что переезд во временное здание стал неизбежным. Многие из старых помещений, построенные в разные годы со времени основания музея в 1929 году, будут снесены. На их месте возникнет современное просторное здание по проекту японского зодчего Йошио Танигучи. Растущие во все стороны стальные конструкции, заполняя каждый свободный клочок земли, стремительно обретают сложную многоярусную, простирающуюся почти на целый квартал форму.

МоМА вкладывает в свое детище астрономическую сумму - 650 миллионов долларов. Оно обещает стать первым выдающимся архитектурным сооружением подобного масштаба в Нью-Йорке за многие десятилетия. Окончание строительства намечено на 2005 год. А пока галереи музея нашли пристанище в здании, где еще недавно размещалась фабрика по производству канцелярских принадлежностей. Реконструированное помещение планируется использовать для нужд музея и после возвращения коллекции обратно в Манхэттен.

За неделю до открытия MoMA Квинс, под фанфары духового оркестра и на глазах тысяч ньюйоркцев состоялось торжественное перенесение икон современного искусства по мосту Квинсборо через Ист-ривер, в промышленный район Квинса - Лонг-Айленд Сити. Еще раз мы все смогли убедиться, что возвышавшиеся над процессией, напоминающей праздник святых, такие всемирно-известные шедевры искусства 20-го века, как Demoiselles d'Avignon Пабло Пикассо и велосипедное колесо Марселя Дюшана обладают культовым, почти религиозным значением.

От нового здания музея многого не ожидали, тем и приятнее результат.

В архитектуре важно с какой точки откроется здание. Музей спланирован так, чтобы открыться с типичной для не центральных районов города эстакады, на которую вбираются поезда нью-йоркской подземки. Именно так из Манхэттена, сюда будет попадать большинство посетителей. От Таймс Сквера, самого сердца Нью-Йорка это путешествие не займет и 15 минут. Первое, что замечает глаз - выкрашенные в черный цвет тумбообразные объемы на крыше здания. Это своеобразный второй фасад. Тумбы служат фоном к беспорядочно разбросанным белым полосам, напоминающим кубизм Пикассо. В определенный момент, перед приближением поезда к этому зданию, они выстраиваются в легко читаемый логотип - MoMA. Чтобы при полной остановке поезда опять разломаться в какие-то абстрактные формы. Это один из многих приемов, которыми воспользовался архитектор здания MoMA Квинс Майкл Малцан, чтобы подчеркнуть транзитный статус музея.

Майклу Малцану 42 года. Он родился на Лонг-Айленде, учился в школе дизайна в Род-Айленде (Rhode Island School of Design), затем в Гарварде. В конце 80-х он вместе со своей женой, тоже архитектором, переезжает на западное побережье в Лос-Анджелес. Этот современный город, выбравший модернизм за направление в своем архитектурном развитии, по праву считается настоящей архитектурной лабораторией. Здесь Майкл семь лет работал в офисе Фрэнка Гери, архитектора знаменитого Музея Гуггенхейма в Бильбао. В 1995 году Майкл Малцан основал свою собственную практику. Среди построенных им проектов галереи, музеи, институты искусств и элегантные частные дома в Беверли Хиллс. В следующем году в Лос-Анджелесе будет закончен реконструированный им Музей искусств Армонда Хаммера. Проекты Малцана сигнализируют об архитекторе с очень развитым глазом и способностью создавать пространства и формы на уровне, необычном для его возраста. Ведь многие из его ровесников, кто вообще смог открыть свою частную практику, лишь к сорока годам получают первые заказы на интерьеры маленьких ресторанчиков или пристройки к частным домам.

Работы Майкла Малцана отмечены многими престижными наградами. Его часто приглашают поделиться опытом ведущие университеты, включая Гарвард. Однако, не один из проектов Малцана не обладал значимостью заказа МоМА. Накануне открытия музея его проект получил высокую оценку во всех крупнейших газетах США. Надо полагать, новое здание музея привлечет широкое внимание к творчеству уже сложившегося архитектора и придаст важный импульс его карьере. Не сомневаюсь, мы еще не раз встретим это имя в будущем.

Итак, давайте приблизимся к зданию музея, на реконструкцию которого было затрачено 50 миллионов долларов. Его стены выкрашены в голубовато-синий цвет. К центральному входу путь указывает вереница закрепленных на фасаде флюоресцентных ламп. Здесь не помешал бы и навес - ведь длинные очереди, выстроившиеся на открытие, наверняка повторятся на обещающей стать настоящим блокбастером выставке Пикассо и Матисса в феврале следующего года.

Лонг-Айленд Сити - преимущественно индустриальный район. Его унылый пейзаж складывается из целого моря фабричных и складских низкорослых зданий. Поэтому перед тем, как попасть в музей с самой изысканной в мире коллекцией современного искусства, человеку необходима определенная трансформация. Эта перемена происходит уже на самом входе. Вы проникаете в музей сквозь стеклянную стену-коллаж из букв МоМА QNS. Дальше вы попадаете под власть аккуратно манипулирующего вашим воображением интерьера, где все, естественно выкрашено в белое. Поднявшись по небольшой лестнице, вы осмотревшись, плавно спускаетесь к центру холла к кассам, по рампе. В какой-то момент, сквозь зазор между стенами, вы замечаете неожиданно возникший фрагмент главного шедевра коллекции - Demoiselles d'Avignon. Над кассами зависает усеченный параллелепипед. На одну из его сторон проецируются фрагментарные образы, задавая вечный вопрос - что такое искусство? Внутри параллелепипеда, кроме касс, расположен специальный выставочный зал с рампой вместо пола и открытиями в нижней его части, сквозь которые посетители глазами сталкиваются с теми, кто лишь предвкушает попасть в галереи. Большую часть холла накрывает мезонин с книжным магазином и кафе. Туда можно вбежать по лесенке у входа или не торопясь подняться по сложенной вдвое рампе у касс. А под мезонином внимание привлекает полностью просматривающийся через закругленную стеклянную стену гардероб.

Дирижер всего здесь происходящего - архитектор Майкл Малцан сумел на весьма ограниченной площади холла создать хорошо сбалансированную композицию. Здесь и всевозможные рампы, пересекающиеся на разных уровнях с принудительными перспективами, и продуманные угловатые формы и замысловатые закругленные стены. Это настоящий театр архитектурных идей! Иногда вы не осознаете - ведет ли вас рампа, по которой вы двигаетесь, вверх или вниз. В этой архитектуре узнаются элементы, навеянные конструкциями Эль Лисицкого и Константина Мельникова. И все же наибольшее влияние исходит от рациональных проектов португальца Альвара Сиза, его умения создавать современные формы без копирования прошлого. В руках Сиза белые чистые пространства классического модернизма всегда слегка смещены и повернуты, словно это было достигнуто силами времени. Как и в работах Сиза, здесь ощущается интерес архитектора не столько к отдельным элементам, сколько к тому как они соединены между собой и объединены в одно целое. В холле возникают ассоциации с по динамичному театральными площадями Рима. Только не подымайте голову слишком высоко. Ваш взгляд разочаруют выкрашенные в черное потолок и извивающиеся под ним воздухопроводы. Они не дадут вам забыть, что вы не в вечном городе, а посреди полузаброшенной части Квинса.

Вот и весь интерьер. За кассами - вход в галереи. Они выстроены в строгом, ортогональном порядке. Белые, уходящие до семиметровой высоты потолка перегородки растворяются в фоне к шедеврам современного искусства. В течении трех лет, здесь, без привычной для МоМА толчеи, спокойно можно будет насладиться "Звездной ночью" Ван Гога, крошечным "Постоянством памяти" Дали а также работами Пикассо, Матисса, Магрита, Мондриана, Джакометти, Поллока, Ротко, Уорхола и других великих мастеров.

С переездом МоМА в Лонг-Айленд Сити здесь образовался уникальный музейный анклав. Недалеко от МоМА Квинс находится еще один музей современного искусства, занимающий здание бывшей городской школы номер один. Он так и называется - P.S.1. В этом же районе находятся Музей-сад скульптур Исаму Ногучи и скульптурный парк Сократа на берегу Ист-ривер, с сюрреалистическим видом на манхэттенские башни. Какая прекрасная возможность пообщаться с высоким искусством и одновременно отдохнуть от суеты большого города!
Комментарии
comments powered by HyperComments