RSS
30.11.2010

Диалог

Презентации проектов конкурса «Градоустройство», фото: Александр Антонов Презентации проектов конкурса «Градоустройство», фото: Александр Антонов

информация:

На фестивале «Зодчество-2010» впервые прошел конкурс проектных работ в области градоустройтва

В рамках ХVIII международного фестиваля «Зодчество» 15–17 октября 2010 года впервые был проведен смотр-конкурс «Градоустройство». Здесь многое было впервые. В названии конкурса впервые официально был употреблен новый, не «строительный» термин, которым определяется основной предмет деятельности людей, работающих с различными аспектами организации городской жизни посредством проектирования. Это означает, что начала меняться основная профессиональная парадигма.

Впервые разработчики градостроительной документации выделились из общей архитектурной экспозиции.

Впервые градостроительные работы приравнены по значимости к архитектурным, для чего учрежден второй «Хрустальный Дедал» – гран-при фестиваля «Зодчество» в области градоустройства.

Едва ли не впервые конкурс проходил не в виде рассматривания и сравнения безмолвных планшетов, а в жанре презентаций, где авторы конкурсных работ, рассказывая о своих идеях, отвечая на вопросы жюри, должны были подтвердить правильность и инновационность предложенных решений. Впервые в последний день фестиваля в павильоне «Градоустройство» около трех часов работала дискуссионная площадка, где авторы работ, члены жюри, заинтересованные профессионалы свободно обменивались мнениями по острым вопросам бытия градоустроителей.

Организатором смотра-конкурса «Градоустройство» стал созданный около года назад Совет Союза архитекторов России по территориальному планированию и градостроительству под председательством А.А. Высоковского. Заявленная организатором
цель смотра-конкурса – повышение престижа профессии планировщика-разработчика градостроительной документации. К участию были приглашены творческие коллективы вне зависимости от организационноправовых форм, в том числе и органы архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. На конкурс поступило 28 заявок. По итогам работы жюри, были вручены три золотых, четыре серебряных и три бронзовых диплома. Наиболее полный набор наград – в номинации «Проекты планировки территории, в том числе концепции застройки районов, организации парков, развития рекреационных территорий, проекты зон охраны объектов культурного наследия и др.», где по определению не могли не собраться яркие, разножанровые работы. Достойные обладатели наград выявились и в разделах «Схемы территориального планирования», «Генпланы», «Публикации». Единственная номинация, оставшаяся без дипломов, – «Правила землепользования и застройки». Презентации ПЗЗ на конкурсе проявили недопонимание авторами этого нового жанра градоустроительной деятельности как творческого, живого, способного решать самые насущные городские проблемы. Будем надеяться, что через год участие именно в этой номинации будет расценено как особый профессиональный вызов.

Конкурс выявил существенную проблему: многие работы по жанру оказались шире прокрустова ложа градкодексовских позиций (СТП – генплан – ПЗЗ – ПП), и многие потенциальные участники конкурса, так и не увидев куда приткнуться, участвовать в нем не стали. Учитывая этот опыт, организаторы планируют в будущем году ввести номинацию «Концепции», тогда принять участие в конкурсе смогут все желающие, и специальный диплом – самому творческому молодому градоустроителю.

Наконец, самое главное – первая российская Национальная премия в области градоустройства «Хрустальный Дедал» нашла достойного обладателя. Высшую награду конкурса получил проект «Регенерация исторического квартала 130 в границах улиц 3-го Июля, Седова, Кожова в Иркутске», выполненный авторским коллектиомв в составе: Д.Ф. Мезенцева, Е.И. Григорьевой, А.Ю. Макарова, М.Г. Мееровича и др. Мы, в России, наконец, занялись тем, что было сделано почти полвека назад в скандинавских странах – осознанным сохранением исторической деревянной застройки наших городов, являющейся
достижением национальной культуры средоустройства мирового масштаба и при этом продолжающей безжалостно и цинично сноситься в крупных городах и тихо исчезать в малых.

Иркутский проект уже реализуется при активном участии региональных, муниципальных властей и местных предпринимателей. Это дает шанс остановить губительный для национальной культуры процесс уничтожения исторического наследия хотя бы в отдельно взятом городе. Уже только по одному тому, что «Хрустальный Дедал» присужден именно этой работе, первое «Градоустройство» можно считать успешным.
Комментарии
comments powered by HyperComments
 

другие тексты: