RSS
03.10.2006

"Архитектурный час" на радио "СИТИ FM". Эфир 30 сентября 2006 г. Гость – президент компании ABD architects Борис Левянт

  • Архитектура
  • Объект
Спортмастер Спортмастер

информация:

Ведущие – Александр Змеул и Оксана Вишневская

О.В.: Итак, позвольте представить сегодняшнего гостя нашей программы - это Генеральный директор Архитектурного бюро АБД Борис Левянт, автор крупнейших проектов Москвы. Это Европарк, РИО, Западный, комплекс Мерседес Бенц Плаза, Пятая авеню... Спасибо за то, что приехали. Поговорить мы сегодня хотим, какую же ответственность несет архитектор за те здания, которые возводятся по его проектам. За архитектурное лицо города, за то насколько комфортно в этом городе живется горожанам.
А.З : Скажите, Борис, каждый проект это компромисс между интересами города, архитектора, инвестора... Как-то можно совместить все интересы и при этом реализовать хороший проект? Проект, каким он видится архитектору или от проекта ничего не остается?
Б.Л.: В этом и суть профессии. Но любой проект, любое строительство соткано из бесчисленных компромиссов. К сожалению, можно сказать, что иногда и с совестью. Хотя хороший архитектор старается не допускать таких компромиссов. В основном это связано с изменением масштаба городской среды... Люди привыкли к чему-то, к человеческой среде. им не очень нравится, когда на территории города возникают очень крупные торговые или офисные центры, которые выходят за привычный реальный масштаб. Это неизбежно. В этом ничего страшного нет, люди привыкают... Все-таки архитектор старается не идти на компромиссы. Это тяжело, потому что разны пожелания всех... Защитники природы борются за каждое дерево...это правильно, необходимо... Архитектор за правильное функциональное решение комплекса. ГИБДД за количество парковочных мест... подъезды и выезды из торгового центра. Это занимает большое время и много сил у всех участников процесса. Есть еще Москомархитектура, со своей достаточно ясной и четко выраженной архитектурной политикой... Есть мэр, у которого тоже есть свой взгляд на архитектуру. Поэтому, чем крупнее проект, тем больше и сложнее эти компромиссы, тем сложнее алгоритм работы, больше требуется времени, усилий, нервов. А результат... иногда получается что-то, иногда не очень. Во всяком случае, не ошибается тот, кто ничего не делает. Это мы помним. Крупных ошибок не дадут сделать, слишком много контролирующих органов...
О.В.: Борис, на ваш взгляд есть что-то чего ни в коем случае в Москве нельзя делать?
Б.Л.: Есть жесткое правило, которое, безусловно, надо соблюдать - историческая часть города должна охраняться. Соответственно масштаб нового строительства и крупные очень высокие здания там не должны появляться. Я с этим согласен. Но с другой позиции, которая в Москве проповедуется достаточно четко о том, что новые здания должны быть близки по стилистике с окружающей застройкой, я с этим не очень согласен. Я считаю, что главное - выдержать масштаб, ответить на градостроительные задачи и вопросы. А если это здание при этом может быть стеклянное, то почему бы и нет? Все-таки, одна из таких наших проблем общих - что вот кто-то это проектирует, потом кто-то это утверждает, потом кто-то это строит. Потом, в конечном итоге, мы говорим, что мы спроектировали совершенно другое. А то, что построили, ввиду того что нас не допускали до авторского надзора, или как-то участвовать в выборе подрядчиков, в выборе материалов и соответственно влиять на ценовую политику... В результате то, что получилось... мы не очень этим довольны и готовы отказаться.
А.З.: А вы часто так говорите?
Б.Л.: На радио не часто. Иногда приходится ставить достаточно жесткий ультиматум, но это не часто. Мы стараемся работать с теми, с кем у нас сложились отношения...
А.З.: У меня такой вопрос, может быть, он вам покажется глупым, но... Как вы считаете, в маркетинговой политике торговых центров... Влияет ли такой фактор, как архитектура?
Б.Л.: Вопрос правильный. В правильном месте может и «ящик» будет работать... В отличие от работы в городе, работа за пределами города, где формируются большие торговые комплексы, как МЕГА... может и не столь важно насколько они красивы... Главное, чтобы они были функциональны и правильно спроектированы... Есть два пути - один путь развития крупных торговых центров, которые находятся за пределами города и обслуживают практически целый регион... А торговые центры, которые находятся в городе, тоже могут быть большими и успешными, но для этого нужно очень тщательно выбирать место. И, безусловно, очень много компромиссов. Когда по ощущению, по пониманию ... В современном мире относится к архитектуре как к "застывшей музыке" на века это, наверное, неправильный принцип. Постоят эти здания... потом снесут их, купят... Это процесс... Я видел, как в Чикаго, Нью-Йорке ломали 30-45-ти этажные здания, которые простояли всего лишь 25-30 лет. Приходит новое поколение, которому нужна другая архитектура ... Это довольно безжалостно сносится. Сохраняется в одном случае - если это признано шедевром.

О.В.: Похожая ситуация и в Москве. Стоит вспомнить гостиницы "Интурист", "Минск". В одном из проектов нового строительства на месте снесенного здания, вы принимаете участие. Я имею в виду  площадку около станции метро "Войковская", торговый центр в котором располагались магазины "Снежная королева", "М-видео"... Что там будет?
Б.Л.: На самом деле эта площадка площадью 11 га ... На этом месте будет один из крупнейших комплексов в черте Москвы. Большую часть занимают парковки. Там будет очень качественно сделан торговый центр «Метрополис», три офисных здания. Мы думаем, что там в любое время дня и ночи будет кипеть жизнь. Во всяком случае, торговый комплекс будет оснащен и кинотеатрами, предусмотрена детская игровая зона... В настоящий момент это возможно будет самый крупный торговый центр в черте города. Пока кто-то не сделает, что-то еще большее, еще более впечатляющее.
А.З.: А цифра сотрудников в 10 тысяч человек правильная?
Б.Л.: Офисное здание, безусловно, рассчитано на какое-то количество человек. Но считать 10 тысяч, это все-таки не реально. Реальный норматив - 15-20 кв. м на сотрудника. Есть переговорные, архивные... Реально там будет меньше... не больше 5-6 тысяч. Речь идет об офисах класса А. Практически самого высокого. Качественная инженерия, качественные фасадные решения (стеклянные, в основном). Говоря об офисах класса А или Б, мы всегда нашим клиентам рассказываем, что каждый класс А со временем может превратиться в класс Б, со временем в класс С... А потом придут другие люди, другие поколения, опять может сделают класс А.
О.В.: Насколько я знаю, Борис, там будет еще и гостиница?
Б.Л.: До конца это еще не решено. Предполагается, что в таком крупном транспортном пересадочном узле должна быть, конечно, гостиница. Но это находится далеко от центра и классность этой гостиницы не может быть более 3-х "звезд". Соответственно это групповой туризм, большое количество автобусов, отстойные площадки для этих автобусов... Поэтому строительство гостиницы рассматривается как второй очереди на этой территории. В дальнейшем.
А.З.: Можно я попугаю слушателей цифрами? Что делается на Тверской и Ленинградке? Торговый центр на Пушкинской площади - 104 тыс. кв. м, на Тверской заставе - 110 тыс. кв. м., развлекательный центр "Слава" ( на месте 2-го часового завода) - 530 кв. м. И так далее... Я знаю, что вы проектируете офисный центр около Белорусского вокзала. Параллельно ведется реконструкция Ленинградского шоссе. Как вы считаете, после реконструкции шоссе способно будет переварить возросшие потоки?
Б.Л.: Вы обращали внимание на то, что основные проблемы с транспортом это, когда он не движется, когда эти "сосуды" закупориваются? Ситуация на Войковской какова была? Там не было больших парковок, автомобили клиенты "Снежной королевы" бросали на обочинах. Соответственно и артерия транспортная закупоривалась. Там проехать было невозможно. Сейчас, когда убрали магазин, там пробки нет. Когда будет построен комплекс, открытых парковок на улицах не будет. Они будут запрещены. И это, безусловно, головная боль оператора. И, может быть, в том числе и ГИБДД. Большое количество парковок позволит убрать эти автомобили и, соответственно, вся ширина Ленинградского шоссе будет использоваться для проезда, а не для отстоя транспорта. Хотя, конечно, в часы пик будут возникать затруднения. Для этого московское правительство сейчас реализует программу расширения ленинградского направления. Уже сейчас Ленинградка расширена в районе метро "Войковская" на две полосы... Очень немаловажный аспект, говоря о ситуации на Войковской… При строительстве четвертого кольца, которое будет пересекать Войковскую… Основной поток   будет перенесен на четвертое транспортное кольцо. А поток по ленинградке практически не изменится. Хуже не будет. Срок - 2008 год. В начале 2009 года торговый центр распахнет свои двери для покупателей. Четвертое транспортное кольцо будет реализовываться, я думаю, позже. Хотя у меня нет точных данных. Есть еще один интересный аспект - в районе железной дороги (которая там проходит по кольцу по большому) будет запущен пассажирский поезд... Типа легкого метро... И эта станция будет соединяться с метро "Войковская" через этот Торговый комплекс. Будет построен подземный переход, расширены вестибюли метрополитена. Там будет очень даже и неплохо.
А.З.: То есть Метрополус будет выполнять еще и роль пересадочного узла?
Б.Л.: По суди дела, да. Все, что там будет реализовываться, это все входит в большой комплекс транспортно-пересадочного узла. Сейчас Москомархитектура и правительство Москвы очень большое внимание уделяют увязке всех аспектов крупных проектов, поэтому здесь было много сломано "копьев". Было много рассуждений, была проведена большая работа по этому поводу. Мы надеемся. что там все будет в порядке и удобно.

О.В.: Борис, как вы думаете, стоит ли проектировать в крупных многофункциональных комплексах "зеленые зоны"? Или все-таки главное - это война за каждый квадратный метр и за функциональность?
Б.Л.: В крупном торгово-развлекательном комплексе  есть, безусловно, и развлекательная функция... Там есть и игровые зоны и кинотеатры... Мы рекомендуем создавать там и открытое пространство... Площадь событий... Новогодняя елка, праздники, на которые приходят люди с детьми. Эти пространства очень нужны для торговых центров. Это пространство начинает привлекать к себе людей...
О.З.: Борис, ваш объект будет в районе Белорусского вокзала? Что там будет, расскажите, пожалуйста.
Б.Л.: Конечно, площадь Белорусского вокзала и районы, которые ее окружают, сложились как очень деловые и очень активные районы Москвы... Там будет большое офисное здание. Общей наземной площадью 70 тыс. м, а весь этот район будет пешеходным... подход к церкви, выход метро... Там возникнет очень комфортная среда. Первые этажи этого комплекса будут отданы ресторанам, кафе, магазинам. А верхние - офисные помещения. В одном из этих зданий будет находится крупная международная юридическая компания.
А.З.: Вы один из архитекторов, который проектирует комплекс зданий в районе площади Белорусского вокзала на Тверской заставе. Какой вам видится площадь? Какое у нее должно быть лицо?
Б.Л.: Это вопрос болезненный... Начиная работать над этим объектом, мы хотели там сделать башню, которая бы фиксировала пространство Белорусского вокзала и, по сути дела, северо-западных ворот Москвы... Это с градостроительной точки зрения это было бы очень оправданно... И в мире и в европейских городах обычно фиксируется такая площадь, где есть вокзал. Три вокзала... Гостиница "Ленинградская"... К сожалению... Интересы бизнеса... Что там в будущем будет? Мы считаем, что какая-то фиксация, каким-то высотным объемом там необходима. Как она будет реализована и в какой части - трудно сказать. Достаточно много проектов рассматривалось. Насколько я помню, Общественный совет при мэрии рассматривал проект реконструкции этой площади с устройством там колоссального подземного торгового центра с большим количеством паркингов, с изменением схемы транспортного движения... Как это будет, мы увидим года через три. Сейчас придется привыкнуть, что Ленинградка будет практически не проездной... Но строить за один час еще не научились... Это делается во имя будущего.
О.В.: А если вернуться к вопросу о высотках... Каково ваше личное отношение к проекту кольца высотного вокруг Москвы? Стоит строить высотные жилые здания?
Б.Л.: Знаете... В свободной стране, есть свободный выбор. Если люди платят и покупают себе квартиры в высотных зданиях, то мы не должны запрещать... Мы в этой программе не участвуем. Я не знаю, по какой причине. Не предлагали, очевидно. Сам я отказался бы от предложения жить на 70-м этаже. Я пожил в Чикаго на 45-м... Когда солнце и вы видите горизонт и город вокруг, это впечатляет. А когда туман и облака... вы понимаете, что вы высоко, а что внизу непонятно, не очень комфортно. Поэтому я считаю, что это дело выбора людей и никаких запретительных мер тут не должно быть. В какой-то степени я думаю, что силуэт Москвы обогатится этим, так же как после строительства СИТИ. Город приобретет облик мегаполиса не только по политическому статусу...
О.В.: Спасибо, за то, что вы к нам пришли. Всего доброго.

ЕвроПарк
ЕвроПарк
Интерьер торгового комплекса «Пятая авкню»
Интерьер торгового комплекса «Пятая авкню»
Комментарии
comments powered by HyperComments