18.08.2006

Большие торговые центры (“Залы у Борзиговской башни” Клода Васкони и прочие). 18-е письмо о современной архитектуре Берлина

  • Архитектура
  • Объект
Ring-Center Ring-Center

информация:

  • где:
    Германия. Берлин

Что есть торговый центр? Каковы они в Берлине? Архитектура ли — их облачение?

Очевидно, следует исключить из рассмотрения и новостройки Фридрихштрассе (Friedrichstraße), и Потсдамер плац (Potsdamer Platz), наследников старинного типа магазинных улиц. Но вот особенное явление: нововыросшие торговые комплексы с однотипными названиями (“Center”, либо “Arkaden”). Организатор, фирма “ECE”, не мудрствуя лукаво, нивелировала не только ассортимент, но и имена.

Едины они и в отношении к городу, их окружающему.
Они им — пользуются, ничего (как правило) не давая взамен, себя частью городской ткани отнюдь не считая; их даже можно было бы счесть отдельными городами, волею судьбы оказавшимися на территории другого и — отказывающимися раскрыться-раствориться. Они герметичны; за исключением денег — у них всё своё! Их родословие следовало бы выводить не от универмагов, а от вертоградов за каменной стеной.

Что-то меня в литературщину занесло. Факты таковы:
Когда центры североамериканских городов попревращались либо в исключительно конторские, либо же в неудобоприемлемые районы, а покупатель привык к комфорту (машинные подъезды, независимость от погоды), на окраинах стали расти “shopping malls”, по сути своей — эрзац европейской магазинной улицы.
Вне городской черты, они обзавелись собственной охранкой и правилами поведения.
Окружённые автостоянками, они “архитектурную часть” перенесли вовнутрь.

На окраине, “в пустыне” такой тип застройки логичен и успешен, оттого и стал образцом при возмещении статистического недостатка торговых площадей (в восточном Берлине). Ведь это так просто!
Но увы, перенос этого эрзаца в непосредственную близость оригинала прошёл несколько… непродуманно.
Сменили только расположение стоянок — с земли на крышу. Стены, ранее просто наружные, а теперь ставшие фасадными, как были глухими, так и остались, разве только теперь на них стали вывешивать фальшокна и прочее.
Это объяснимо — магазин не может полностью быть стеклянным, куда-то нужно и стеллажи приставлять, но никоим образом не оправдываемо!

Я уже писал, что подобное пренебрежение внешними условиями — неприемлемо, тем более в большом масштабе. Ведь вокруг не пригородная пустошь, а смысловой центр (старого) города — улица. А улица живёт прохожими.
Новоявленный же “центр”, мимикрируя и прикрываясь фиговым листком комфортности, прохожих ликвидирует как класс. В его близости тротуары пустеют, а там — и прежде того существовавшие магазины вымирают…
Поневоле напрашивается аналогия о встрече частицы и античастицы.

Из этой грустной картины не следует, однако, что тип “shopping mall” порочен сам по себе: так, в Оберхаузене (Oberhausen), бывшей шахтёрской деревне на Руре, так быстро выросшей, что настоящий городской центром не успел образоваться, торговый комплекс “CentrO” пришёлся вполне к месту — при всей своей архитектурной… несостоятельности.
Эрзац-центр для эрзац-города.

В Берлине из общего ряда резко выделяются “Залы у Борзиговской башни” Клода Васкони (“Hallen am Borsigturm”, Claude Vasconi, чуть ли не единственный пример, когда известно имя автора). Создавая новый микрорайон, он встроил торговый блок в цеха бывшей паровозной фабрики, использовав и развив их перекрытия. Конечно, можно раскритиковать его добавление; новое перекрытие над кинозалами излишне массивно для узенького фойе — хотя оно само вполне уместных размеров, ведь им пользуются лишь те немногие, что не идут через пассаж.
Входы здесь вообще маловыдержаны — тот, что с Тегельской стороны, кажется, рассчитан исключительно на вечернее рассмотрение и днём выглядит глухой стеной; другой (рядом с кино) успешно замаскирован среди сохранённого фабричного фасада; главный же вход был и вовсе пожертвован расширению торговых площадей. Подозреваю, что это произошло на поздней стадии проектирования, так как все членения по Берлинер Штрассе (Berliner Straße) и сейчас чётко ведут к намечавшемуся входу — да только дверей вы там не найдёте…

Оба эти примера приводят к “волшебному слову”— в обоих случаях это: “новый”.
Новый ли это центр для нового города или даже наоборот — важно, что они должны соответствовать друг-другу, а позжеприходящие — подлаживаться под сложившиеся свычаи и обычаи. Оттого, кстати, в районах блочной (восточной) застройки апликации новых торговых комплексов не вызывают ни малейшего отторжения — старогородской “уличной жизни” там и раньше не было.
Впрочем, об этом я уже писал.

Как ни странно, получается, что лучшим по внедрению в сложившуюся городскую среду (Берлина) следует признать —“Европацентр”(“Europa-Center”, Helmut Hentrich/ Hubert Petschnigg/ Egon Eiermann, Гельмут Хентрих/ Хуберт Печниг/ Эгон Айерман).
А ему уже за 40!

Europa-CenterEuropa-Center
CentrOCentrO
Комментарии
comments powered by HyperComments