06.08.2006

Паризер плац: “Дрезднер-Банк”, французское посольство, Академия Художеств; “демократичная архитектура”. 6-е письмо о современной архитектуре Берлина

  • Архитектура
  • Объект
Здание французского посольства. Кристиан де Портзампарк Здание французского посольства. Кристиан де Портзампарк

информация:

  • где:
    Германия. Берлин

Что вам сказать о “Дрезднер-Банке” на Паризер плац (Dresdner Bank, Pariser Platz)?
Архитекторы “ГМП”— фон Геркан, Марг и партнёр (gmp — von Gerkan, Marg und Partner), очень большое бюро, фактический монополист в транспортной сфере. Этот проект мне лично забавен тем, что фасад почти один в один копирует одно итальянское здание (железнодорожного управления, если не ошибаюсь), годов 1930-х. С чего они вдруг решили его скопировать, я не знаю. Хотя вертикально складываюшиеся “ставни”, как мне кажется, самостоятельное изобретение “ГМП”, и вполне сообразное — фасад выходит на юг.
Внутри 2 двора. Один круглый, парадный, используется в том числе и как лекционный зал и для выставок. За ним, ещё далее в глубь участка, маленький прямоугольный световой дворик.<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />

 

Какой повод в этом здании найти для критики?…

Похоже, его и нет. Что не так уж и нетипично для “ГМП”— солидно строят. Но — не захватывает (тоже постоянно с ними случается). Изюминки нет, что ли. Да и двор этот круглый — как я уже писал, подобные формализмы мне всегда подозрительны. Ведь очень непросто вписать круг в композицию из конторских кубиков. А у меня нет повода думать, что конторы в этом здании не прямоугольные.

 

Вот соседствуюшее с ним здание французского посольства изюминку как раз имеет!

Действительно, в Статуте площади (её локальных правилах застройки), где прописано, сколько процентов площади стены могут быть прорезаны окнами не говорилось, что эти окна нельзя группировать. Архитектор, Кристиан де Портзампарк (Christian de Portzamparc), этим и воспользовался, оставив цокольный этаж с узенькими окошками, и сгруппировав проёмы в верхних — так получились невиданные большемерные окна, кажущиеся ещё больше чем они действительно есть; одна из оконных щёк утрирована и заставляет думать, что окна стоят в стене косо и ориентированы к воротам — а ведь на деле рельеф стены очень плоский. Да и цветовое решение, уж насколько тонкое — песочный и белый — тоже помогает создавать впечатление “открытого” фасада.

 

Интересно, что прямо напротив, на другой стороне площади, Бениш строит Академию Художеств (Akademie der Künste, Pariser Platz 4, Gьnter Behnisch)— целиком стеклянную. Посмотрим по окончании, какое здание будет смотреться более “открытым”.

 

Вообще, тема “открытости” в архитектуре ФРГ муссировалась с 1950-х годов.
Тогда большинство согласилось, видимо, с тем, что архитектура должна быть “демократичной”. Что не так уж и неверно.
Но достигать эту демократичность стали посредством, сплошного остекления. Таким образом, “демос” получил возможность расплющить себе носы у стеклянной стены, за которой проистекало что-то, от участия в чём он всё так же был исключён.
Шарун (Hans Scharoun)— представитель иного понимания “демократической архитектуры”.
Бениш, при всех его заслугах, находится между полюсами.

 

Возвращаясь к французам, должен заметить, что их участок — Г-образный, с выходом на Вильгельмштрассе (Wilhelmstraße). Первоначально этого выхода не было, его прирезали взамен на глубинную часть довоенного участка — теперь там гигантский комплекс депутатских бюро. Получившийся в результате такой мены участок посольства тоже, как и “Дрездер банк”, имеет внутренний дворик, но он не перекрыт и оформлен как висячий сад. Из-за этого приподнятого дворика у них были проблемы, так как он начинается от 2-го этажа, тем самым по уровню земли участок застроен сплошь, а этого делать нельзя. С другой стороны, именно благодаря этому подъятию дворика соседский брандмауэр зрительно уменьшался и не так давил — сужу, опять-таки, исключительно по проекту. Как бы то ни было, но от строительных правил они как-то открестились.


Другая проблема была у них с соседом по площади, достаточно безликим конторским домом, стоящим под прямым углом к посольству. Его фасад в проекте был весь равномерно прорезан окнами, включая и ту часть, что вплотную примыкает к посольству, и даже ту, что над ним “нависает”. Как-то французы это проглядели, и подняли крик о нарушении посольской своей безопасности лишь тогда, когда дом, вернее его скелет, уже был почти готов. В принципе, владелец соседского дома имел полное право на эти крики наплевать — кто не успел, тот опоздал; возражения следовало вносить перед выдачей разрешения на строительство, а если оно выдано, то поезд ушёл… Но, видимо, решили сговориться миром — теперь несколько осей, примыкаюших к посольству, глухие.

 

“Безстамесочный” вариант памятника на Московском я где-то когда-то видел. Всё же скажу, что с вертикалью он более соразмерен площади и подходам к ней. Ведь это чисто выраженное “автомобильное” пространство! Пешеходов там нет и не будет, все проносятся мимо — необходимы крупные формы.

 

Кстати, вы знали, что самая большая в мире конная статуя — в Праге?
У Здания соседствующего с французским посольством несколько осей глухие
У Здания соседствующего с французским посольством несколько осей глухие
"Дрезднер-Банк”
"Дрезднер-Банк”
Комментарии
comments powered by HyperComments