RSS
25.05.2010

Два храма

  • Наследие
На сцене – Илья Белоцерковский (слева) и Рихард Штарк, возле сцены – Пауль Шредер (Архитектурное бюро FS-Architekten). Фото Рафаэля Даянова На сцене – Илья Белоцерковский (слева) и Рихард Штарк, возле сцены – Пауль Шредер (Архитектурное бюро FS-Architekten). Фото Рафаэля Даянова

информация:

Участники заседания в Питерском Союзе архитекторов смогли сравнить немецкий и отечественный подход к судьбе памятников архитектуры.

25 марта 2010 года в Санкт-Петербургском Союзе архитекторов состоялось очередное заседание секции «Реконструкция зданий и приспособление памятников архитектуры», руководимой архитектором Рафаэлем Даяновым. Тема этой встречи, «Николай и Леонтий Бенуа. Санкт-Петербург – Дармштадт», привлекла в Бронзовый зал Дома архитектора представителей самых разных слоев петербургской интеллигенции: от студентов, журналистов и горожан, неравнодушных к архитектурному облику Санкт-Петербурга, до самых авторитетных искусствоведов и ведущих петербургских зодчих.

Участники заседания проанализировали редкие материалы, посвященные Русской капелле в Дармштадте и Храму Посещения Пресвятой Девой Марией Елизаветы в Санкт-Петербурге на Выборгской стороне.

Дармштадт – родина русской императрицы Марии Александровны, дочери великого герцога Людвига II Гессенского, супруги российского императора Александра II и матери Александра III. Зарубежный опыт в его внутреннем диалоге с петербургской градостроительной практикой традиционно оказывается в центре внимания секции «Реконструкция зданий и приспособление памятников архитектуры». На этот раз – в
контексте взаимодействия культур и истории архитектуры.

Глава комитета по охране памятников города Дармштадта Николаус Хайс рассказал о реконструкции православного храма – Русской капеллы Леонтия Бенуа в Дармштадте. Храм построен в 1908 году и поражает не только изысканностью архитектурного облика, но и утонченностью мозаичных композиций, выполненных по рисункам Виктора Васнецова мастерами петербургской мастерской Фроловых. Русская капелла венчает архитектурную композицию Холма Матильды, который власти Дармштадта намерены включить в список охраняемых памятников ЮНЕСКО. Благодаря всесторонним действиям, направленным на сохранение шедевра, красота православного храма в Дармштадте ничуть не померкла.

Совсем иная картина, предстала в ходе выступления священника Рихарда Штарка, возглавляющего приход Храма Посещения Пресвятой Девой Марией Елизаветы при католическом кладбище на Выборгской стороне. Храм был создан по проекту архитектора Николая Бенуа и освящен в 1859 году. В советское время он был разграблен, а на части кладбища в 1930 году был построен чугунолитейный завод. Уникальный некрополь был полностью уничтожен, а здание церкви перестроено – сначала в нем располагалось картофелехранилище, затем промышленная лаборатория. В бедственном состоянии и семейная усыпальница Бенуа. До сих пор нет постановления о передаче кладбищенской земли церкви, которая находится буквально в тисках заброшенной промзоны. Хотя ситуация с восстановлением здания продолжает оставаться тяжелой, все же после десятилетий разрушения и упадка начался процесс частичной реставрации храма. В настоящее время активно идет работа по возвращению его первоначального облика. Дармштадтское архитектурное бюро FSArchitekten во главе с Паулем Шредером ведет проект реставрации колокольни и утраченного шпиля по чертежам Николая Бенуа.

Историк архитектуры, искусствовед Борис Кириков напомнил еще об одном архитектурном сюжете, который связывает Петербург и Дармштадт. Архитектор Василий Шене под впечатлением Дармштадской колонии художников и построек Йозефа Марии Ольбриха на холме Матильды построил собственный дом в стиле модерн.«Все разрушается. И наш волшебный Каменный остров – не исключение. Сейчас в Петербурге, в отличие от Германии, где с охраной памятников все обстоит благополучно, ситуация
противоположная», – подытожил Борис Кириков.
Комментарии
comments powered by HyperComments
 

другие тексты:

статьи на эту тему: