RSS
30.03.2014
Евгения Гершкович // Мезонин, № 160 Апрель 2014

Вертикальная прогулка

  • Архитектура
  • Объект
Музей «ан де Стром». Фото: Sarah Blee / © Neutelings Riedijk Architects Музей «ан де Стром». Фото: Sarah Blee / © Neutelings Riedijk Architects

информация:

Здание недавно открытого музея изменило облик Старого порта. Прежде заброшенный район Антверпена моментально вошел в моду.

Аббревиатура MAS сложена из слов «Museum aan de Stroom» («Музей на реке»), что довольно символично. Испокон веков полноводная Шельда выполняла в Антверпене градообразующую функцию. Еще в XV веке благодаря этой реке самый крупный город фламандской части Бельгии возвысился до позиции не только главного приморского порта (кстати, сегодня он по тоннажу второй в Европе), через который курсировали транзитные потоки колониальных товаров из заморских владений Испании и Португалии, но и финансового и культурного центра тогдашней Европы. На месте заброшенного дока некогда стоял Ганзейский дом и швартовались парусники и лодки с зерном, прибывшие из славянских земель. Пакгауз немецких купцов сгорел еще в конце XIX века, и вот наконец решено было построить здесь здание нового музея.

В 1999 году объявили международный конкурс, из 55 проектов жюри выбрало предложение голландского архитектурного бюро «Neutelings Riedijk» (Роттердам), представляющее собой конструкцию 62-метровой высоты, как будто сложенную из грузовых контейнеров: в эти кубические объемы заключены залы с музейными экспонатами. Собрание составлено из коллекций сразу нескольких музеев: Этнографического, Национального музея судоходства, музеев фольклора и истории города, а также подаренной Антверпену художественной коллекции Пауля и Доры Йенсенов.

Всего в музее 470 тысяч единиц хранения (ювелирные украшения, фламандские кружева, носовые украшения кораблей викингов и пр.), есть также просторное помещение для временных экспозиций, где недавно прошла выставка, посвященная 350-летию Королевской Академии художеств. Кстати, среди выпускников этого старейшего учебного заведения и члены знаменитой «Антверпенской шестерки»: модельеры Дирк Биркембергс, Анн Демельмейстер, Дрис Ван Нотен и др. Десятиэтажное здание, на строительство которого ушло 335 млн евро, сложено из красного песчаника четырех оттенков, привезенного из индийской Агры. На плитах укреплены отлитые из металла кисти рук – символ города. В названии «Антверпен», происходящем от нидерландского «hand werpen» («брошенная рука»), отражена легенда о великане Антигоне, поселившемся в дельте Шельды и чинившем препятствия судам римлян – тогдашних хозяев земель Фландрии. Однако отважный римский легионер Сильвиус Брабо убил Антигона, после чего отсек ему руку и бросил в реку.

На верхние этажи музея можно подняться при помощи эскалаторов. На крыше есть смотровая площадка (чтобы попасть на нее, входной билет не требуется), этажом ниже расположился ресторан «t'Zilte», где колдует шеф-повар Вики Гюнес, обладатель двух мишленовских звезд. Фасад обрамлен волнистой линией шестиметровых окон из гнутых стеклянных панелей, сквозь которые открывается панорама средневекового города и портовой гавани с доками. Для любителей фотосъемки в окнах предусмотрены отверстия. Кроме того, только сверху можно как следует разглядеть мозаику, выложенную у подножия музея знаменитым бельгийским художником Люком Тюймансом.
Комментарии
comments powered by HyperComments