RSS
19.01.2005

Свидетель прошлого

  • Наследие

информация:

  • где:
    Россия. Санкт-Петербург

Эти стены еще хранят память о блистательных и трагических страницах истории Романовых. Во дворце вел. князя Владимира Александровича в Петербурге, где так прихотливо смешались стили и века, сохранен в неприкосновенности. Теперь расположен Дом ученых.

«Ну скажите, какая нелегкая вас дернула писать эту картину?!» - воскликнул министр путей сообщения, рассматривая новое полотно молодого Ильи Репина "Бурлаки на Волге". – «Я думаю, вы мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретет себе этих горилл, наших лапотников!» Мог ли после этой тирады художник сказать министру, что картина писалась по заказу великого князя Владимира и принадлежит ему?

Действительно, когда-то «Бурлаки» висели в бильярдной дворца Великого князя Владимира.

Молодой князь
У Александра II и Марии Александровны было шестеро детей. Владимир более всех походил на отца, и с годами все более напоминал его взглядом, привычками, манерой говорить. Кумиром семьи был старший сын, наследник престола, Николай. Юноша упорно готовился стать следующим российским монархом, но к несчастью, после долгой болезни 12 апреля 1865 года умерает в Ницце. Трагедия не сблизила супругов. Они фактически расходятся. Владимиру в это время было 18 лет, а его старшему брату Александру, ставшему наследником престола – 20. Каждый из них по-своему переживал семейную драму: Александр был всю жизнь, словно "в пику" отцу, примерным семьянином, Владимир не женился до 27 лет, был застенчив с дамами и более интересовался живописью, чем прекрасным полом. В первый же день своей жизни великий князь Владимир назначается шефом лейб-гвардии драгунского полка, в 7 лет получает первый офицерский чин прапорщика. В 20 лет, вступив в управление своим имением, получает 600 тысяч рублей на устройство собственного дома. Строительство великокняжеского дворца было поручено Александру Рязанову. Архитектор считается специалистом в области русской архитектуры, работает в Москве на возведении храма Христа Спасителя, что и определяет выбор Владимира Александровича, всегда отличавшегося любовью ко всему национальному.

Дворец и свадьба
21 сентября 1867 г. состоялась торжественная закладка Владимирского дворца. Главный фасад его подражал флорентийскому палаццо Строцци, парадная лестница Месмахером оформил в стиле французского ренессанса Франциска I, итальянец Келацци покрыл зеркала живописными цветочными композициями. Строительство будущего семейного гнезда напоминало молодому князю о том, что пора расставаться с холостой жизнью. Он рассуждал так: "Жениться хорошо, по сердцу, было всегда моей любимой мечтой. Человек, по-моему, не исполнил свой долг на земле, какие бы за ним ни водились заслуги, умерев холостым".

Увидев будущую супругу, дочь Великого герцога Мекленбург-Шверинского принцессу Марию-Александрину, он сразу почувствовал к ней расположение: "Она мне сразу чрезвычайно понравилась. Не была красавицей, но была обаятельной и любезной". Бракосочетание состоялось в августе 1874 года. Брачным договором были учтены все мелочи. В описи приданного великого князя 7-м пунктом значился халат из серебряной парчи. По традиции, принятой династией Романовых в первую брачную ночь князь обязан был явится перед невестой в тяжеловесном халате. Другой пункт контракта гласил, что Владимир Александрович должен преподнести невесте "подарок второго дня" - сумму в 50 тысяч рублей. Мария Павловна составила князю идеальную пару: умная и образованная, она с блеском выполняла многочисленные протокольные обязанности. Когда общество сильно было раздражено поведением супруги Николая II Александрой Федоровной, некоторые придворные шептались: "Великая княгиня Мария Павловна, - вот кому бы быть у нас царицей!"

Радости и печали
Не лишенная тщеславия, она стремилась, чтобы ее малый императорский двор не уступал Зимнему дворцу в пышности приемов, и роскоши апартаментов. Обладая тонким вкусом и неограниченными финансовыми возможностями, супруги постоянно приобретали для своего дворца самые изысканные произведения искусства. Для своей Малиновой гостиной княгиня привезла из Европы камин XVI века, а князь украсил ее люстрой из молочного венецианского стекла, приглянувшейся ему в Италии. Особой страстью Владимира Александровича было собирательство живописи. Задумав оформить парадную столовую в русском стиле, князь заказал Верещагину картины на сюжеты русских сказок. «Золотую» гостиную, декорированную в духе Людовика XVI украшал золоченый гарнитур в стиле «второго рококо». На полке мраморного камина стояла ваза мейсенского фарфора XVIII в - свадебный подарок герцога Мекленбург-Шверинского .

Восточным колоритом был пронизан Мавританский будуар, стены которого были сплошь покрыты причудливым узором. Во флорентийский дворик выходил романтический Зимний сад с фонтанами и скульптурой.

Весь второй этаж занимал Танцевальный зал «во вкусе мадам Помпадур» времен Людовика XVIII. Кариатиды поддерживали своды потолка, в арочных проходах веселились амуры. Сезон балов в столице открывал большой Новогодний бал и завершал Великий пост. Приемы князя и княгини славились на «всю Европу» и запоминались надолго. Первый костюмированный «русский бал» состоялся 25 января 1883 г именно во Владимирском дворце. Залы заполнились русскими витязями, воеводами, варягами и печенегами. Владимир Александрович появился в костюме боярина XVII века, сшитом из темно-зеленого бархата и отороченного собольим мехом. Мария Павловна - в роскошном костюме новгородской боярыни, кокошник и шубка которого были унизаны драгоценными камнями и жемчугом.

Через год после свадьбы молодых постигло горе - умер первенец, Александр. Конечно же, ожидание следующего ребенка было тревожным. Родившегося в 1876 году великого князя Кирилла, по совету врачей, поместили в комнату, где специально провели водяное отопление, вентиляцию с подогревом и увлажнением воздуха. Мирное течение жизни во дворце прервалось русско-турецкой войной. Владимир Александрович тут же отбыл на Балканы, где принимал участие в боевых действиях. После войны князь был назначен командующим войсками гвардии и Петербургского военного округа, а в 1884 году повышен до звания главнокомандующего. Конечно, художественным наклонностям князя, как нельзя больше, соответствовала и его должность президента императорской академии художеств, которую занимал более 30 лет.

Трагический конец
В семье Владимира Александровича давно знали о романе старшего сына, великого князя Кирилла Владимировича, с немецкой принцессой Викторией Мелиттой. Мария Павловна, как могла, пыталась получить для сына разрешение на этот брак у Николая II. Официальным препятствием служил факт первого брака Виктории с родным братом Александры Федоровны, Эрнстем Гессенским, а разведенной принцессе не пристало быть супругой того, кто был третьим по праву престолонаследия в России. Кирилл Владимирович, во время русско-японской войны получает контузию. Для лечения он выезжает в Германию, где все же сочетается браком со своей возлюбленной. Когда об том узнал император, в семье разражается скандал. По возвращении в Россию Кирилл Владимирович лишается великокняжеского содержания, чинов и званий, и, более того, в течение суток ему предписано покинуть пределы России. По сути, это была высылка. Конечно, Владимир Александрович был оскорблен и на следующий день его племянник Николай II подписывает его прошение об отставке. Вплоть до смерти 4 февраля 1909 г Великий князь остается практически не у дел, а имя его исчезает из всех официальных документов. Его хоронят в усыпальнице Петропавловского собора. Вдова в память о муже устраивает во дворце мемориальную комнату. 
Комментарии
comments powered by HyperComments