RSS
10.02.2003

Кусок сахара для народа. Концертный зал Casa da Musica в г. Порто. Архитектор Рем Кулхаас (ОМА)

  • Архитектура
  • Объект

информация:

В 2000 году Кулхаас стал лауреатом высшей архитектурной награды — премии Прицкера, что подтвердило его высокий статус и увеличило количество престижных заказов (библиотека в Сиэтле, здания для Prada).

Кулхаас, в отличие от многих звезд, не заботится (или делает вид, что не заботится) о броской внешней форме здания. Он программирует функции будущей постройки, а архитектура должна стать всего лишь оболочкой этих функций, не претендуя на собственную выразительность.

Программа здания следующая: зал на 1200 мест плюс аудитория на 350 человек, ресторан, музыкальный магазин, кафе, открытая терраса, парковка на 600 машин, помещения для репетиций и электронной музыки. Дом Музыки находится на круглой площади Боависто — границе старого и нового города. Вместо того чтобы стать одним из сегментов, подобно окружающим площадь зданиям, концертный зал создает вокруг себя маленькую автономную площадь. Сам он выглядит кусочком сахара или кристаллом неправильной формы. Вопреки заявлениям Кулхааса о функционализме, форма его достаточно яркая, чтобы стать манифестом современности и «спровоцировать» состязание между старой и новой архитектурой в Порто.

Сложнее всего было решить спор между архитектурой и акустикой. Акустика диктует очень жесткие правила, типология концертного зала оставляет архитектору мало простора для творчества. Хорошую акустику гарантируют только е здания в форме коробок. Есть, правда, примеры революционных решений. Например, Ханс Шарун, построивший в 1960-х годах филармонию в Берлине, сумел избежать прямоугольной формы. Получилось это и у американской звезды Фрэнка Гери в Дисней Холле.

Архитекторы кулхасовского бюро ОМА, вместо того, чтобы бороться с формой, предложили следующее. Новизна этого здания — в отношении между архитектурой и публикой. Дело в том, что большинство населения никогда не видит интерьеров концертных залов, а знает их только снаружи. Поэтому зал Кулхааса, собственно интерьер, где проходят концерты, является своеобразной впадиной, или норой, или выгрызенной частью в «куске сахара». Такие же впадины образуют другие публичные помещения. В результате, находящаяся снаружи публика может, наконец, заглянуть внутрь храма искусств, не опасаясь, что ее заставят слушать музыку и платить за это деньги. Как написано в пояснительной записке, архитектура обнаруживает свое содержание, не становясь дидактичной. Искусство приближается к народу.

В программе этого здания есть четкое деление на открытые и закрытые зоны. Если все общественные помещения «выгрызены», то есть обнажены и доступны взору с улицы, то все вспомогательные пространства — офисы, склады, лифты и т.д., наоборот, спрятаны.

Что касается архитектурного стиля, то количество выгрызенных в кусочке сахара норок таково, что Дом Музыки, особенно с одного фасада, приближается к стилю деконструкции. С противоположной же стороны здание остается модернистской коробочкой неправильной формы.
Комментарии
comments powered by HyperComments