16.07.2006

К 100-летию со дня рождения архитектора Ивана Георгиевича Таранова

  • Наследие Архитектура
  • Объект
Станция метро «Белорусская-кольцевая». 1951 г. Станция метро «Белорусская-кольцевая». 1951 г.

информация:

  • где:
    Россия

Иван Георгиевич Таранов родился 3 февраля 1906 года в семье военного инженера в городе Зегрже под Варшавой. В семье было четверо детей, две сестры и два брата, Иван был младшим. Родители с детьми вскоре переехали в Каунас, тогда Ковно. Потом, еще до войны, семья вернулась в Харьков, в родовой дом прадеда Таранова-Белозерова.

В 1923 году Иван Георгиевич поступил в Харьковский
художественный институт на архитектурный факуль
тет, которым тогда руководил замечательный архи
тектор Сергей Саввич Серафимов. Учился под нача
лом Самуила Мироновича Кравца. Дипломный про
ект водолечебницы на Черном море юного Таранова
Белозерова был отмечен в журнале «Зодчество» в
1928 году в статье С.Кравца как лучший, автор был
награжден поездкой в Соединенные Штаты, куда ему
так и не довелось попасть  он начинает строить шах
терские поселки в Рубежанске, Горловке, Сталино.
Среди однокурсников Ивана Георгиевича был Яков
Григорьевич Лихтенберг, один из авторов будущей
станции метро «Дворец СоветовКропоткинская».
С ним Иван Георгиевич в 1930 году строит в Запо
рожье кинотеатр на 1000 мест, к сожалению, разру
шенный во время войны.
В Харькове в то время работали опытные инженеры,
в том числе Павел Павлович Ротерт, строивший Днеп
рогэс. В начале 1930х годов Ротерта переводят
в Москву начальником и главным инженером Метро
строя. В конце 1931 года от него пришел вызов моло
дым харьковским архитекторам с предложением
ехать в Москву для проектирования метро. Большая
группа архитекторов  Лихтенберг, Андреев, Таранов
Белозеров, Душкин, Плешков, Примак  направляются
в столицу в «Метропроект», начальником и главным
архитектором которого был назначен С.Кравец. И.Та
рановБелозеров вскоре стал его заместителем.Там Иван Георгиевич встретился с Надеждой Алекса
ндровной Быковой, которая в 1930 году закончила
архитектурный факультет ВХУТЕИНа и после работы
в «Гипрогоре» пришла в «Метропроект». В 1932 году
началась совместная работа И.ТарановаБелозерова
и Н.Быковой над станцией первой линии метро 
«Сокольники». Право на строительство станций пер
вой очереди  впрочем, как и последующих очередей
 предоставлялось по результатам конкурса. В кон
курсе на первые пять станций рядом с маститыми ар
хитекторами И.Фоминым, Н.Колли, Н.Ладовским и
другими оказалась архитектурная молодежь. Неве
роятно, но Иван Георгиевич и Надежда Александ
ровна выиграли конкурс на «Сокольники».
В это же время С.Кравец и И.ТарановБелозеров
надстраивают дом на углу Большой Садовой и Малой
Бронной улиц, где Иван Георгиевич получает двух
комнатную квартиру, в которой его семья прожила
пятьдесят лет.
Ломка конструктивизма, поворот к неоклассицизму
только обозначились, еще Н.Ладовский строил заме
чательный наземный павильон метро у Красных во
рот, С.Кравец  павильон теперешней станции «Кро
поткинская»  тогда «Дворец Советов», а И.Таранов
Белозеров и Н.Быкова  подземный и наземный вес
тибюли станции «Сокольники». Параллельно Иван
Георгиевич определял курс проектирования «Мет
ропроекта» тех лет, по его проектам возводится
жилье для работников Метростроя в Москве
в Уланском переулке, проектируются здания на Са
мотечной площади и Новокузнецкой улице  огром
ный для одного человека объем работ.
Осенью 1934 года И.ТарановБелозеров поступает на
дневное отделение Института аспирантуры Акаде
мии архитектуры, в замечательную школу професси
онального мастерства.
1 мая 1935го  открытие станции метро «Сокольни
ки», Н.Быкова награждена ордером на комнату в Де
нежном переулке и грамотой ВЦИКа, что тогда при
равнивалось к ордену. В то же самое время ктото из
не поступивших в аспирантуру Академии архитекту
ры позавидовал родословной И.ТарановаБелозеро
ва, и по доносу завистника Ивана Георгиевича иск
лючают из аспирантуры. Надежда Александровна
Быкова не могла примириться с этим, написав пись
мо Н.Булганину с просьбой лишить ее всех наград,
но восстановить мужа в аспирантуре. Трудно пове
рить, но награды Н.Быковой оставили, а мужа вос
становили в числе аспирантов Академии, посовето
вав убрать из фамилии дворянское окончание Бело
зеров. Иван Георгиевич стал Тарановым.
Благодаря своей энергии, И.Таранов в 1936 году по
лучает первую премию на конкурсе за проект па
вильона Механизации к выставке 1939 года, который
он сделал вместе с В.Андреевым в архитектуре, со
вершенно противоположной принятому уже тогда
направлению советского неоклассицизма. Это пара
болический, открытый пространству ангар, выпол
ненный в прозрачных металлических конструкциях. В
19371938 гг. шло строительство павильона Механи
зации и обустройство площади перед павильоном с
30метровым изваянием Сталина скульптора С.Мер
курова, а 1 августа следующего года выставка откры
лась. И.Таранов и В.Андреев получили ордена Тру
дового Красного Знамени. Уже позже, в 1953 г., па
вильон оденут в тяжелый, сталинский портал.
Станция «Белорусскаярадиальная» второй очереди
метро  единственная станция, которую Н.Быкова
проектировала без И.Таранова с архитектором Анд
риканисом,  принесла ей ГранПри Международной
выставки в Париже в 1937 году, а И.Таранов сделал
тем временем подземный переход «Охотный ряд
площадь Свердлова».
Выигранный И.Тарановым и Н.Быковой по конкурсу
проект станции «Новокузнецкая» начал осущес
твляться строительством, которое в 1941 году прер
вала война. Последовала эвакуация в Барнаул, где
Н.Быкова становится главным архитектором города,
И.Таранов  главным инженером построенного им
номерного завода, работавшего на войну.
В 1943 году в Барнаул приходит телеграмма из «Мет
ропроекта», из которой следует, что есть опасность
доработки станции «Новокузнецкая» другими архи
текторами. С большим трудом было получено разре
шение на возвращение И.Таранова и Н.Быковой
в Москву. Ими было продолжено проектирование«Новокузнецкой», и в 1944 году станция вводится
в эксплуатацию. Белый свод античной гробницы Ва
лериев властно обнимает пространство главного не
фа, и даже не предусмотренные проектом потолоч
ные мозаики не нарушают единство архитектурного
замысла зодчих, награжденных за проектирование и
строительство станции орденами «Красной Звезды».
И.Жолтовский, обычно скупой на похвалу, считал ар
хитектуру этой станции замечательной; особенно
ему нравились скамьи и торшеры, придавшие объе
му торжественность и покой.
Связав свою жизнь со строительством метрополите
на, И.Таранов вновь и вновь возвращается к одной
вынашиваемой им идее  устройства вертикального
пересадочного узла между линиями метрополитена.
Вместо двух станций метро, соединенных перехода
ми, в тарановском проекте предусматривалась одна
двухъярусная станция, куда приходили четыре поез
да и где пересадка между двумя линиями шла
в пределах этой станции. Темой диссертации в аспи
рантуре Академии архитектуры была именно эта
концепция, включая разработку вертикальных пере
садочных узлов метрополитена Москвы и других го
родов. Диссертация была написана, но не защище
на. При взгляде на поперечный разрез двухярусной
станции 1940 г., нельзя не отметить лаконизм и изя
щество, присущие и общему замыслу, и инженерно
му решению.
Уже позднее для станции метро «Киевская» был сде
лан полутораметровый макет со светящимися стан
циями и лампочками в двигающихся поездах, пред
назначенный для подарка вождю народов к его 70
летию, но преподнесен не был. Начальство побоя
лось, что макет может Сталину понравиться, а осво
ить строительство туннеля необходимого диаметра
не смогут. Позже И.Таранов предлагал аналогичный
пересадочный узел для московских станций «Пло
щадь Ногина», «ГорьковскаяПушкинская», для
Харьковского метрополитена. Проекты импонирова
ли ясностью и красотой решения, но никто не хотел
разделить ответственность за внедрение новаторско
го замысла  ни одна станция с вертикальной пере
садкой так до сих пор и не построена. Хочется вечто этот остроумный замысел будет когдани
будь осуществлен.
11 сентября 1947 года в газете «Ударник Метростроя»
было опубликовано решение Государственного сове
та Комитета по делам архитектуры при Совете Мини
стров СССР по рассмотрению четырех конкурсных
проектов высотного дома на площади у Красных во
рот, представленных архитекторами Душкиным, Та
рановым, Кравец и Волошиновым. Комитет признал
лучшим проект, разработанный архитектором «Мет
ропроекта» И.Тарановым совместно с архитектора
миметростроевцами П.Капланским, Е.Калашнико
вой, И.Гомелиной и Н.Быковой. Там же помещен сам
проект. Это была победа. Как выяснилось позже 
неокончательная и трагическая. Высотный дом 
двойник тарановского конкурсного проекта  был
построен другими авторами.
Иван Георгиевич заболел  у него открылся туберку
лез. Операция, удаление семи ребер  так тогда лечи
ли. Остался жив, продолжал работать.
Потом был так называемый «зонт». Впервые на «Спор
тивной», а позже  на «Тургеневской» И.Таранов отка
зался от оштукатуренного потолка и сделал этот самый
«зонт» из сборных асбоцементных панелей, тем са
мым решив проблему сбора и отвода воды.
Следующей была станция «Белорусскаякольцевая» и
Сталинская премия.
1958 год. Дети И.Таранова и Н.Быковой  уже студен
ты Архитектурного института. Институт был нашей ра
ботой, а домом часто была квартира Тарабыкановых
 так звали коллеги супругов И.Таранова и Н.Быкову.
С тарановскими детьми Аленой и Андреем мы учи
лись вместе, ездили в метро, которое проектировали
и строили их родители. Для меня, выросшего в театральной семье, Иван Георгиевич стал архитектурным
наставником.
В их доме звучали рассказы: о белых мраморных скамь
ях в подземном вестибюле «Новокузнецкой»  и мы хо
дили их смотреть  торжественные, красивые скамьи
скульптуры; о вертикальных узлах пересадки в метро,
придуманных Иваном Георгиевичем; о его букве «М» 
первой метрорекламе; об Италии, куда они ездили;
о Николиной горе, куда возил нас Иван Георгиевич на
своей бежевой «Победе», когда я както сломал ногу, и
Тарановы заехали за мной на Хорошевку; о летней
встрече нашей семьи с Тарановыми в Риге, около гости
ницы «Рига»... Был так называемый «малый круг»  он
включал три пары, все архитекторы: Тарановы, Орловы
 Ирина Теодоровна и Георгий Михайлович, Бархины 
Елена Борисовна и Михаил Григорьевич. Был и «боль
шой круг», в который входили также Натан Остерман,
Сергей Вахтангов (сын Евгения Багратионовича), Алек
сандр Македонский, Виктор Андреев и Аля Кислова.
Иван Георгиевич Таранов создал свой мир архитекту
ры, которому поклонялся и относиться к которому
свысока не позволял никому. Был требователен к се
бе и к другим. Такие люди  теперь редкость. Иван Ге
оргиевич не мог жить в ином скоростном режиме,
чем тот, к которому привык в молодости. Уйдя с года
ми из «Метрогипротранса» он потерял интерес и вкус
к жизни. Горькое время.
Архитектор умер в 1979 году.
Имена Ивана Георгиевича Таранова и Надежды Алек
сандровны Быковой в истории зодчества и в нашей па
мяти навсегда останутся вместе.
Комментарии
comments powered by HyperComments