RSS
10.03.2003

Примирение. Архбюро «Панаком» в новом загородном доме примирили модернизм с ар деко

информация:

  • где:
    Россия. Москва
  • мастерская:
    PANACOM

Этот дом одинаково убеждает и заказчика и архитектора. Убеждает — разным. Заказчик, как человек из мира моды, чувствителен к хорошим пропорциям и «кутюрным» поверхностям.

Образ дома построен на противопоставлении светлого камня и темного дерева. Гладкие каменные плиты с вкраплениями неограненных шершавых кусочков образуют богатую «ткань». Деревянная облицовка ласкает взор идеальными стыками. В общем, это очень близко вечным ценностям высокой моды: качество кроя, драгоценные материалы, тонкая обработка.

Теперь о том, чем дом убеждает архитектора и историка искусства. Архитекторы «Панакома» как-то необычно для архитекторов искушены в истории архитектуры. Они обращаются со стилями без иронии и без особой солидарности, но очень грамотно. С одной стороны, дистанция, с другой — полное владение приемами. Все на нюансах и полутонах. Дом в целом — модернистская вилла (не героический модернизм, а именно частный) со свободным планом и строгими формами. Но в интерьере, как сказал Никита Токарев, авторов занимала тема ар деко и, в частности, московского метро. В двусветной гостиной профилированный потолок — воспоминание о кессонах станции «Библиотека им. Ленина». Светильники мягко напоминают о метро же. Оформление проема и камин — в стиле ар деко. Тут что интересно? Что эти ар-декошные детали спокойно живут рядом с азбучным модернистским витражом. Это в 30-е годы они конфликтовали. За модернизм архитектора в СССР расстреливали, а за ар деко, скрытый под именем соцреализма, премировали. А теперь эти стили можно соединять как эстетические явления одного времени. Кстати, станция «Библиотека имени Ленина» созвучна нашей эпохе больше, чем можно подумать. Авторы ее обошлись с классическими формами очень свободно. Прямо как постмодернисты. Переосмыслили кессоны, расплющили и укоротили пилястры. Но «Панаком» относится к ар деко и модернизму не иронично, а будто с легкой ностальгией, эстетизирует их, серьезно пытается думать в этих стилях. С таким пассеизмом Константин Сомов рисовал маркиз XVIII века.

Примирение двух стилей, бывших врагов, ощутимо в разных приемах. Двухчастное строение каменно-деревянного фасада без цоколя — модернистское. Поверхность с неровными камушками — эстетское ар деко. Или проход через интерьер, соединяющий вход в дом с участком. Проход между двумя асимметричными частями дома — модернистский. Но там, где он пересекается с большой гостиной, образовались четыре красные колонны ар деко.

Кроме стилевых игр, здесь много чисто архитектурных, дословесных «чуткостей» и вкусностей (см. подписи).
Комментарии
comments powered by HyperComments