RSS
04.12.2008

День рождения - грустный праздник

  • Наследие
  • Репортаж
  • выставка
Выставка Андреа Палладио на Зодчестве 2008. Фото: Юлия Тарабарина Выставка Андреа Палладио на Зодчестве 2008. Фото: Юлия Тарабарина

информация:

30 ноября в Музее архитектуры отпраздновали день рождения Андреа Палладио. На торте задули 500 свечей. А выставку, посвященную архитектору, случайно затоптали рабочие

Бренд "Палладио" невероятно успешен. Архитектора начали копировать еще при жизни, а потом повторяли в XVII, XVIII, XIX, XX веках в Европе, Америке и России. И продолжают повторять в XXI-м во всем мире. То, что мы знаем как усадебный дом с колоннами, первым придумал он. А его "Четыре книги об архитектуре" стали отличной пиар-акцией. Они до сих пор служат практическим пособием для архитекторов.
 
Несмотря на это и на круглую дату, выставка получилась грустной. Точнее, ее и не было. Торт с 500 свечами  1 х 1 м, заказанный Кириллом Ассом, оказался единственным приношением мастеру от российского цеха. Выставка же русского палладианства, показанная на "Зодчестве-2008" в октябре и планировавшаяся для повтора в МУАР, не состоялась. Так как ее экспонаты затоптали обозленные кризисом рабочие. 
 
Ситуация какая-то дурацкая. Среди современных российских архитекторов классике верны 5 процентов. Остальные 95 процентов свободно творят в модернизме и хайтеке. Классицисты же проектируют в рамках канона. Это вообще-то очень трудно. Но великий затейник Палладио умел (хотя за плечами у него было 2000 лет классики), и они тоже пытаются (у них - 2500). Именно их можно считать реальными наследниками. Именно произведения Михаила Филиппова, Максима Атаянца, Дмитрия Бархина, Ильи Уткина, Михаила Белова показывали на недавней экскурсии, организованной агентством P-Arch, как современное палладианство.
 
И выставка в честь Палладио по инициативе Филиппова и Атаянца и при поддержке компании "Город богов" была сделана. И были в ней прекрасные фото вилл самого Палладио, произведений русских дореволюционных палладианцев (Львова и Жолтовского, Кваренги, Казакова и Таманяна) и современных, постсоветских. И организована она была изящно - как взгляд на палладианское наследие из виллы Ротонда - из ее четырех портиков, выходящих на все четыре стороны. Но на огромном "Зодчестве" в октябре она как-то потерялась, а до МУАРа не дожила. Есть что-то символическое в том, что она пострадала от кризиса.
 
Ну, а модернисты не растерялись и съели в честь вечно живого классика торт. И сошли на вечеринке за главных наследников. Что не совсем честно. Ни один из них не готов "париться" с ордером. Большинство, как Александр Скокан, скажут: "Это здорово, но я так не сумею".
 
Короче, это как с Пятачком и Слонопотамом. Палладио любят все. Но как они его любят? Готовы ли они взвалить на себя нелегкий труд продолжения дела классика? Или только символически присоединиться к самому громкому успеху за всю историю архитектуры? Или ищут в недостроенных дворовых фасадах вичентинских вилл черты будущего модернизма?

Комментарии
comments powered by HyperComments

статьи на эту тему: