исследователи
Залесская Л.С.
Залесская Л.С.  


Залесская
Л.С.

Залесская Любовь Сергеевна
(1906-1979)

Л.С.Залесская окончила в 1929 году ВХУТЕИН – Высший художественно-технический институт. Училась в мастерской Н.А.Ладовского вместе с большой группой студентов, которые уже в предвоенные и, в основном, в послевоенные годы стали мастерами советской архитектуры. Среди них такие известные архитекторы как К.С.Алабян, В.И.Долганов, М.П.Коржев, М.И.Прохорова, О.А.Иванова, М.А.Туркус, И.В.Ламцов, А.В.Бунин и другие. Всех их объединяло глубокое уважение к своему незаурядному педагогу – архитектору Н.Н.Ладовскому, одному из ярчайших представителей русского и советского градостроительства. Не случайно уже в студенческие годы они – «молодые рационалисты» - входили в состав общественной профессиональной организации АСНОВА – Ассоциации новых архитекторов, возглавляемой их учителем.

Во время обучения Любовь Сергеевна выполняла различные по теме проекты. Так в 1926 году она разработала проект кинотеатра с залом на 2000 мест, затем торгового дома с магазинами, конторами и гостиницей. В 1927-1928 годах участвовала в поисках новых приемов пространственной организации жилого дома, разрабатывая, и не безуспешно, типовые жилые секции для муниципального строительства. Дипломной темой она выбрала проект ЦПКиО в Москве, который определил её специализацию на всю творческую жизнь. Вместе с нею под руководством Ладовского аналогичные по теме дипломные проекты разрабатывали К.С.Алабян, В.И.Долганов, С.А.Моторин, М.Д.Мазманян, И.В.Болбашевский.

С 1929 года она начала работать в Проектном бюро ЦПКиО под руководством сначала Л.М.Лисицкого, а затем К.С.Мельникова. Главным направлением и темой ее работы были малые архитектурные формы и праздничное оформление для формируемого парка. Сохранились многие её эскизы того времени, которые опубликованы и в книге Л.Б.Лунца «Парки КиО» (1935 год) и в 2-х томном труде С.О.Хан-Магомедова «Архитектура советского авангарда» (1996 и 2001 годы).

В эти же годы вместе со своими студенческими друзьями и коллегами по АСНОВЕ она участвует в ряде архитектурных конкурсов – на проект Дома промышленности в Москве (совместно с М.П.Коржевым, Л.М.Лисицким и М.И.Прохоровой), на здание Академии наук в Минске (совместно с М.П.Коржевым и М.И.Прохоровой), на театр массового музыкального действа в Харькове (совместно с А.В.Буниным, М.Г.Кругловой,М.А.Туркусом), на здание Синтетического театра в Свердловске (совместно с М.П.Коржевым, М.И.Прохоровой и М.А.Туркусом), позднее – на здание Дальневосточного рыбного института во Владивостоке (совместно с М.С. Жировым).

В конце 1931 года вместе со своим постоянным в то время соавтором М.И.Прохоровой, Л.И.Савельевой, М.П.Кычаковым Любовь Сергеевна участвует в конкурсе на генеральный план ЦПКиО в Москве, выполняя довольно интересный проект, привлекший внимание профессионалов.

В конце 1932 года большая группа архитекторов-паркостроителей переходит на работу в Комиссариат коммунального хозяйства РСФСР, в Госзеленстрой – проектную контору, которая ведёт разработку проектов парков городов России. Здесь с участием Л.С.Залесской разрабатывается множество различных проектов: озеленение поселка «Баррикады» в Сталинграде (соавтор Петров В.А.), ПКиО (соавтор М.И.Прохорова) и городской сад в Челябинске, Сталиногорский ПКиО, ПКиО в Егорьевске (соавторы А.Л Воробьева и Е.М.Мовчановская), Минске (соавторы М.П.Коржев, А.С.Коробов, Л.Е.Розенберг), Чарджоу (соавтор М.И.Прохорова), физкультурная база в ЦПКиО Сталинграда, озеленение ряда пионерских лагерей.

В середине 30-х годов прошлого века Любовь Сергеевна совместно с Милицей Ивановной Прохоровой разрабатывают ряд парковых сооружений для ЦПКиО Ленинграда – плавучую базу отдыха, зеленый театр и открытую киноаудиторию. Не забыт и московский ЦПКиО, получивший в свое наименование имя М.Горького – для него Любовь Сергеевна разрабатывает проект стадиона в зоне физкультуры и спорта.

С 1939 года Л.С.Залесская под руководством профессора Е.Е.Ширвинского начинает свою педагогическую деятельность в Московском архитектурном институте. В годы Великой отечественной войны, находясь в эвакуации в Средней Азии, она защищает диссертацию и получает научное звание кандидата архитектуры. Позднее, 1949 году, по материалам своей диссертации она издает книгу «Озеленение городов Средней Азии».

В Московском архитектурном институте Любовь Сергеевна постоянно читает курс «История садов и парков», а с послевоенного времени на кафедре «Градостроительства» ведет курсовое проектирование по теме «Планировка населенных мест», в 50-е годы вместе с профессором В.В.Кратюком. В начале 60-х годов она сама получает звание профессора МАРХИ, руководит работой аспирантов по своей специализации и одновременно преподает архитектурное проектирование в Московском лесо-техническом институте (ныне Московский государственный университет леса). На рубеже 60-70-х годов по инициативе Любовь Сергеевны в архитектурном институте впервые создается кафедра «Ландшафтной архитектуры», которой она заведует до конца жизни.

За годы своей педагогической деятельности она воспитала бесчисленное количество архитекторов и аспирантов, которые продолжают её дела, работая не только в Москве и России, но и по всем странам ближнего и даже дальнего зарубежья. Практически нет ни одного специалиста, работающего в области ландшафтной архитектуры нашей, в прошлом необъятной страны, кто бы ни прошел через её руки.

Преподавательская деятельность не мешает её практической работе. Ещё в предвоенные годы началась разработка авторским коллективом в составе архитекторов Л.С.Залесской, И.М.Петрова и М.П.Соколова (с участием в послевоенные годы Л.Е.Розенберга) проекта Главного ботанического сада Академии наук СССР в Останкине, который активно реализуется с 1948 года под руководством академика Н.В.Цицина. В начале 50-х годов по проекту Л.С.Залесской и Р.В.Обориной создается розарий и входная часть Выставки достижений народного хозяйства. Она многократно принимала активное участие в различных архитектурных конкурсах в составе авторских бригад МАРХИ.

Богатый теоретический и практический опыт, широкая эрудиция позволяют профессору Л.С.Залесской публиковать многочисленные статьи и выступать с докладами перед профессионалами и общественностью по вопросам озеленения, объектам садово-паркового архитектуры и их строительства. Хорошо известна прочитанная ею в 1952 году в обществе «Знания» лекция «Озеленение столицы», впоследствии изданная отдельной брошюрой. Но, пожалуй, самыми фундаментальными работами профессора Л.С.Залесской являются справочник архитектора «Озеленение городов», составленный совместно с архитектором В.Д.Александровой и изданный в 1957 году, а также два учебника для архитектурных ВУЗов – «Курс ландшафтной архитектуры» (1964 год) и «Ландшафтная архитектура» (соавтор Е.М.Микулина, 1979 год). 

Высокий профессиональный уровень и большой практический опыт Любови Сергеевны позволяют её принимать участие в составе авторских коллективов МАРХИ в ряде фундаментальных архитектурных и градостроительных конкурсах.

Любовь Сергеевна активно участвует в общественной жизни Союза архитекторов СССР. По ее инициативе в 1955 году при Московской организации Союза архитекторов была создана секция «Озеленения» (ныне – Объединение ландшафтных архитекторов Москвы), переросшая позднее в Комиссию  ландшафтной архитектуры Правления Союза архитекторов СССР и ставшая после распада СССР Ассоциацией ландшафтных архитекторов стран СНГ. Имея в послевоенное время возможность частых поездок за рубеж и посещения известных  и неизвестных парков и объектов озеленения, она с большим увлечением информировала о них архитектурную общественность, своих студентов и аспирантов на лекциях и проходивших в стенах Дома архитектора заседаниях.

Под ее руководством в 60-е годы были проведены четыре международных конференции по ландшафтной архитектуре – две в Москве, в Таллине и Ереване, на которые собирались практически все специалисты страны, работающие в области ландшафтной архитектуры, и многочисленные зарубежные гости.

Перебирая имена архитекторов и инженеров, связанных с советской ландшафтной архитектурой, трудно назвать другого специалиста, который бы на общественном поприще, в воспитании своих последователей, в популяризации «озеленения» и ландшафтной архитектуры сделал так много полезного и нужного для становления профессии ландшафтного архитектора, для общества, страны и Москвы, как профессор МАРХИ Любовь Сергеевна Залесская.

Один из студентов и аспирантов Л.С.Залесской - Заслуженный архитектор РСФСР,
Почётный архитектор России,
Лауреат премий СМ СССР и Москвы
Иванов В.И.

ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТЫ И ПОСТРОЙКИ


Проект кинотеатра с залом на 2000 мест, 1926 год.

Проект  торгового дома с магазинами, конторами и гостиницей,  1926 год. 

Проекты новых типовых жилых секций для муниципального строительства, 1927-1928 годы.

Дипломный проект – «Парк культуры и отдыха в Москве», 1929 год.

Малые  архитектурные формы и праздничное оформление для Московского ЦПКиО (под руководством Лисицкого Л.М., а затем Мельникова К.С. совместно с Коржевым М.П., Залеской Л.С., Прохоровой М.И., Кычаковым И.П., Коробовым А.С.),  1929 – 1932 годы.

Конкурсный проект Дома промышленности в Москве (совместно с Коржевым М.П., Лисицким Л.М. и Прохоровой М.И.).

Конкурсный проект здания Академии наук в Минске (совместно с Коржевым М.П. и Прохоровой М.И.).

Конкурсный проект театра массового музыкального действа в       Харькове (совместно с Буниным А.В., Кругловой М.Г., Туркусом М.А.),

Конкурсный проект здания Синтетического театра в Свердловске (совместно с Коржевым М.П., Прохоровой М.И. и Туркусом М.А.),

Конкурсный проект здания Дальноевосточного рыбного института во Владивостоке (совместно с Жировым М.С.),

Конкурсный проект генерального плана ЦПКиО в Москве (совместно с арх. Прохоровой М.И., Савельевой Л.И., Кычаковым И.П.), 1931 год.

Озеленение поселка «Баррикады» в Сталинграде (соавтор  Петров В.А.),

ПКиО и городской сад в Челябинске (соавтор М.И.Прохорова),

Сталиногорский ПКиО,

ПКиО в Егорьевске (соавторы Воробьева А.Л. и Мовчановская Е.М.),

ПКиО в Минске (соавторы Коржев М.П., Коробов А.С., Розенберг Л.Е.),

ПКиО в Чарджоу (соавтор Прохорова М.И.),

Физкультурная база в ЦПКиО Сталинграда,

Озеленение ряда пионерских лагерей. 

Плавучая база отдыха,  зеленый театр  и  открытая киноаудитория  для  ЦПКиО Ленинграда (совместно с арх. Прохоровой М.И.)

Проект стадиона в зоне физкультуры и спорта ЦПКиО имени М.Горького, Москва

Генплан ПКиО имени Жданова в Сормове

Курортный парк в Кисловодске. Вход со стороны ул. Дзержинского

Проект Главного ботанического сада Академии наук СССР в Останкине (в соавторстве с арх. Петровым И.М и Соколовым М.П., а в послевоенные годы и с Розенбергом Л.Е.), 1940 -1948 годы.

Розарий и входная часть ВДНХ (в соавторстве с арх. Обориной Р.В.), 1954 год.


 

список научных трудов
Издания
Сохранение исторических ландшафтов в условиях крупного города. Киев, 1974 Серия «Вопросы градостроительного проектирования»



Рейтинг@Mail.ru
Copyright www.archi.ru
Правила использования материалов Архи.ру
Правовая информация
архи.ру®, archi.ru® зарегистрированные торговые марки