Вклады предметов церковного обихода в Ярославский Спасо-преображенский монастырь

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

Спасо-Преображенский монастырь – древнейший и крупнейший в Ярославле. Впервые упоминаемый летописями в 1216 году, уже в конце XIII – начале XIV века он стал архимандритией. В середине XV века обитель обретает собственную святыню – мощи ярославских князей Федора, Давида и Константина, чье общероссийское почитание привлекло в монастырь новых вкладчиков, в том числе из московского великокняжеского, затем царского семейства.

Целью настоящего сообщения является обозначение круга вкладчиков ярославского монастыря и выявление сохранившихся памятников. Основное внимание уделено вкладам икон и иконного убранства, литургическим предметам, облачениям и другим предметам церковного искусства. В меньшей степени рассматривается книжное собрание монастыря, поскольку оно достаточно подробно было описано в работах Е. В. Синицыной.

Основными источниками для сообщения послужили кормовая книга (ЯМЗ-15184), описи Спасского монастыря: 1690 г. (библиотека ЯГПУ), 1709 г. (ЯМЗ-15446) и 1735 г. (РГИА. Ф. 834. оп. 3. №2428). Описи, сделанные во второй половине XVIII века (1776, 1778, 1787, 1788 гг.), менее информативны для нашей темы, они почти не содержат сведения о вкладах и вкладчиках. Особенно интересен монастырский Синодик 1731 года, написанный при архимандрите Аароне Протопопове (ЯМЗ-15426). Он имел целью систематизировать поминание крупных вкладчиков. В нем из «вкладныхъ старинныхъ книгъ и з данныхъ выписей въклады ихъ выписаны и при родахъ ихъ в семъ синодике написаны именно» и расположены в порядке поминания в течение года. Но, как показывает анализ других источников, данные этого Синодика далеко не исчерпывающие даже по упомянутым в нем родам. Названные в Синодике «вкладные старинные книги», очевидно, лишь формальная фигура речи – ни в одной из монастырских описей (с середины XVII века) собственно вкладные книги не упоминаются.

Царские вклады. Хорошо известны и опубликованы многочисленные великокняжеские и царские грамоты, данные ярославскому Спасскому монастырю на земельные владения и различные льготы. Но предметные вклады российских государей в монастырь до нашего времени, вероятно, не сохранились, поэтому о них мы знаем гораздо меньше. Монастырская опись 1709 года дает уникальное известие о предмете, вложенном Иваном IV. Это «Чаша водоосв(я)щенная серебряная гладкая с подписью, безо дна, дание ц(а)ря Ивана Васильевича, ц(а)р(и)цы Марии, весомъ три фунта бес четверти» (л. 3). В Описи 1690 года при описании раки ярославских чудотворцев во Входоиерусалимской церкви упоминается лампада, вложенная сыном Грозного Федором Ивановичем в 1593/94 году.

Все описи монастыря конца XVII – начала XVIII века упоминают среди «приклада» к храмовой иконе Спасского собора «Преображение» (ЯМЗ-40943) крест с надписью: «Да у Сп(а)с(о)ва образа в прикладе в привесе кр(е)стъ золотъ невелик тощь, на немъ образ Распятие Хр(и)ст(о)во чеканное, в кр(е)сте в гнездахъ три яхонта лазоревые да два зерна бурминские половинчатые, да на спнях два зерна бурминские круглые, кр(е)стъ и возглавие обнизано жемчюгомъ. Назади того кр(е)ста резана подпис: «Пожаловала г(о)с(у)д(а)р(ы)ня ц(а)р(и)ца и великая кн(я)гиня Ирина Феодоровна Ивана Степановича Годунова» (ЯМЗ-15446, Опись 1709, л. 7).

Вклад ещё одного правящего в России семейства, Шуйских – водосвятная чаша, заказанная в 1629 году Иваном Ивановичем, братом царя Василия, на поминание по себе и своей супруге Марфе.

Вклады ярославских княжеских семейств. Самый известный и ранний датированный вклад в Спасский монастырь – нагробный покров на раку Федора, Давида и Константина, сделанный «замышлением и потружением княгини Марии ( жены ярославского князя Даниила Александровича) […] и ея дочери княгини Марии» в 1501 г. (ГИМ, РБ 136/57779).

Наиболее значительны по объему и ценности вклады представителей местных княжеских фамилий, относящиеся в основном к XVII – началу XVIII века: Троекуровых, Львовых. Из князей, не относящихся к ярославской ветви Рюриковичей вклады в монастырь делал Феодул Федорович Волконский.

Вклады бояр и дворян. Одним из наиболее ранних памятников, связанных со Спасским монастырём, является палица, шитая Ульянией Образцовой в 1510 году. Среди дворянских нетитулованных семейств, делавших вклады в Спасский монастырь в XVII-XVIII веках, выделяются роды Унковских, Елизаровых, Племянниковых, а так же ярославский дворянин Киприан Бирдюкин-Зайцев. Особенным богатством выделяется золотой напрестольный крест, вклад думного дьяка Ивана Гра́мотина 1629/30 года (ЯМЗ-7879), непременно упоминаемый первых при описании монастырской ризницы.

Вклады духовенства. Митрополитом Димитрием Ростовским в монастырь была вложена «Книга Минея четья с ыюня по сентябрь» (ЯМЗ-15446, Опись 1709, л. 84).

Любопытна судьба предметов, связанных с Парфением Небозой, митрополитом Лаодикийским, русским по происхождению. В 1704 году он скончался на пути к своей новой Холмогорской епархии и был похоронен под звонницей в Спасском монастыре. При этом сохранялись и предметы, положенные на его гробницу: икона Богоматери Донской и митра (ЯМЗ-15446, Опись 1709, л. 63 об, 77 об). Есть сведения и о посохе Парфения, с которым архимандрит Иосиф по благословению митрополита Димитрия служил на крестных ходах.

Спасские архимандриты, естественно, также делали вклады в свой монастырь. Архимандрит Алипий, определенный из келарей и управлявший монастырем в 1673-1680 годах, принадлежавший, кстати, к роду Унковских, вложил в монастырь золотой потир (Опись 1690, л. 65 об; ЯМЗ-15446, Опись 1709, л. 32). Архимандрит Иосиф (его пребывание в монастыре датируется 1703-1714 годами) вложил «Книгу Беседы ап(ос)т(о)льские, писменные», «Книгу Маргаритъ, печатной, в десть» и, возможно, «Книгу Минея четья на мартъ, апрель, май» (ЯМЗ-15446, Опись 1709, л. 84). Упоминаются также вклады Спасского ризничего Макария, келаря Прохора, иеромонаха Тарасия.

Вклады купцов и посадских. Интересно, что среди вкладчиков Спасского монастыря в описях единственный раз встречается имя крупного купца. Это Илья Евстафьев Лузин, купец гостиной сотни, чьим семейным храмом была церковь Николы Мокрого. Правда, вклад был невелик – «на нити тритцать шесть жемчюшковъ» (ЯМЗ-15446, Опись 1709, л. 75 об). Никифор Семенов Янышев, стряпчий, приказный монастыря, вложил в него три книги.

Таким образом, мы можем очертить круг вкладчиков Спасского монастыря на середину XVIII века. Большая и лучшая часть вкладов была сделана представителями княжеских и знатных нетитулованных семейств, причем во многих случаях вклады связаны с семейными захоронениями на территории монастыря. Следующей группой вкладчиков по объему вложенного идут настоятели и монахи Спасского монастыря. Но и они, и вкладчики из других социальных слоев составляют лишь незначительную часть вкладчиков, чьи имена прослеживаются по описям и другим документам монастыря.

12 Февраля 2013

Похожие статьи
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.