Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

10.06.2019

Становление неоготики в английской архитектуре на рубеже XVII–XVIII веков

Доклад посвящен начальному периоду становления интереса к готической архитектурной традиции в Британии в контексте творчества таких наиболее видных английских архитекторов, как К. Рен, Н. Хоксмур и Дж. Ванбру. До этого времени придерживались однозначного мнения, что средневековой английской архитектуре, в том числе и готической, абсолютно чужды такие понятия, как «порядок», «ясность», «гармоническое равновесие», что обусловило отрицательную оценку всего этого многовекового художественного явления признанными законодателями «классического вкуса». Подобную точку зрения высказывал и сам К. Рен, который, впрочем, неоднократно использовал элементы готического стиля в некоторых своих постройках (башня Тома церкви Христа в Оксфорде (1681–1682), церкви Св. Дунстана (1668) и Св. Марии (1702–1704) в Лондоне). Уже в этих памятниках наглядно проступает своеобразное срастание элементов подлинной готики с барочным формотворчеством, обладающим особой универсальностью и способным впитывать и перерабатывать самые разнообразные стилевые источники. Некоторой противоположностью этим работам К. Рена является «готическое» творчество Дж. Вэнбру на примере имения Ховард в Йоркшире (1699) и собственного «замка» в Гринвиче (1717). Сугубо «средневекового» образа этих построек он достигает совершенно иными композиционными средствами. На первый план в них проступают особый динамизм и явная тяжеловесность форм, более всего характерные именно для романского зодчества. Важно также заметить, что в рассматриваемое нами время королевский двор уже не являлся, как прежде, генератором художественных идей и стойким пропагандистом «классических форм». К тому же в 1707 г. было создано Общество Антиквариев, главной целью которого становится целенаправленное изучение архитектурных памятников средневековой Британии. Таким образом совершенно очевидно, что корни становления английского «готического возрождения» восходят к рубежу XVII–XVIII вв., когда обозначились фактически первые признаки всесторонней переоценки и заинтересованного исследования своего собственного средневекового наследия.