Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

10.06.2019

Отражение мировоззренческих представлений в наименовании городских и дворцовых ворот китайских столиц II–XVII веков

Если же сравнить названия городских и дворцовых ворот, то становится очевидным, что в названии дворцовых ворот старались точнее выражать символику пяти первоэлементов, нежели в городских воротах. Возможно, это объяснялось тем, что дворцовые ворота непосредственно окружали место жительства.

В Китае названиям городских и дворцовых ворот с древних времен уделялось особое внимание. В летописях любое описание столицы начиналось с перечисления названия ее ворот. В самых древних столицах, таких как ханьский Чанъань в этих названиях просматривались пожелания благополучия, мирного правления, различные девизы правления. Но со II века все чаще в там начинают встречаться иероглифы так или иначе выражавшие концепцию пяти первоэлементов и китайскую космологию, отраженную в Книге Перемен. Пять первоэлементов – земля, огонь, дерево, вода и металл, обладали также и дополнительными характеристиками. Огонь символизировал юг, принцип ян, лето, свет, жизнь, красный цвет; дерево – восток, весну, пробуждение, восход солнца, зеленый цвет; вода – север, принцип инь, зиму, холод, смерть, черный цвет; металл – запад, осень, закат солнца, белый цвет.

Исследование названия городских и дворцовых ворот показало, что в период со II по IX века названия ворот весьма точно передавали характеристику того или иного первоэлемента, причем чаще это проявлялось в южных и восточных воротах (именно эти первоэлементы считались живоносными и более благоприятными), а в западных и северных воротах эта тенденция встречается реже. Более того северные ворота в ряде случаев назывались противоположными «янскими» названиями с иероглифами «Сияющий», «Вечный ян» и т.д. В период правления династий Сун и Юань эта тенденция слабеет, а в период «возрождения» китайской культуры при династии Мин – снова усиливается.