Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

10.06.2019

Роль цвета в иранской архитектуре XI–XII веков

Проблемное поле доклада будет ограничено одним типом архитектурных памятников. Мечети раннего периода дошли до нас  в руинированном или же в многократно перестроенном состоянии, чего нельзя сказать о  минаретах, которые практически не перестраивались и в меньшей степени были подвержены экзогенным  разрушениям. Таким образом, минарет как архитектурный тип представляет собой наиболее аутентичный архитектурный пример своего времени.

Вдобавок к сказанному минарет стал одним из символов мусульманской религии. На иранских территориях в отдельных случаях он стал инструментом для утверждения и подтверждения власти, что отразилось в надписях на минаретах. Содержание этих текстов стало отражением не только новой религиозной доктрины, но и утверждением социального статуса заказчика.

Художественное оформление надписей в некоторой степени могло быть связано и со своим содержанием. Иранцы, виртуозно овладевшие техникой художественной кладки, восприняли арабскую графику и, переработав ее согласно модусу своего видения, создали на ее основе новые художественные приемы.  

Когда эстетические возможности имеющихся в обращении технологий  исчерпали  себя, для выделения надписей был использован цвет. Применение цвета в экстерьере памятников в виде глазурированных кирпичиков позволяло контрастно подчеркнуть надпись на теле минарета, и акцентировать внимание на эпиграфическом фрагменте при нахождении на существенном расстоянии от памятника.

На примере выделения отдельных фрагментов в экстерьере памятника колористическими вкраплениями предполагается исследовать роль цвета в становлении стиля иранцев, а также его роль как инструмента социально-политической жизни.