Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

10.06.2019

«Музыкальные» колонны южноиндийских храмов

В докладе речь пойдет о т.н. «музыкальных» колоннах Южной Индии, об архитектурном элементе, имеющем, помимо своей декоративной функции также акустическую – они использовались как ударный инструмент, сопровождающий исполнение танца.

Акустические свойства камня интересовали индийцев с древнейших времен. В шильпашастрах, трактатах для скульпторов, имеются упоминания, что камень для скульптуры необходимо выбирать не только по внешнему виду, но и по слуху. Соответственно звуку камень может быть либо «женским», либо «мужским» - для статуй богинь или богов.  

Самые ранние «музыкальные» колонны находят еще в пещерных храмах Индии, например, в Аджанте (V в.) туристу обязательно продемонстрируют звук, производимый ударом руки по пилону. Однако исследователи считают, что подобный эффект носит побочный характер. Первые южноиндийские «музыкальные» колонны, высеченные с учетом знаний акустики относят к VIII в.

Расцвет искусства «поющих колонн» приходится на период с XIII по XVI вв., храмы строились разными династиями по всей Южной Индии – от западного до восточного побережья (штаты Тамилнаду, Андхра-Прадеш, Керала), особенно их много на самой южной оконечности страны. Всего сооружений с подобными колоннами насчитывается несколько десятков. Количество «музыкальных» колонн в храмах разное – от 3 до 56. Они способны воспроизводить не только разновысотные звуки, являясь настоящими литофонами, но и звуки различного тембра, имитируя разные музыкальные инструменты (мриданг, колокол, гхат, табла, дамару и даже струнный инструмент – вину).  Акустический эффект музыкальных колонн исследуется физиками, выводы которых также будут приведены в докладе.

Помимо колонн, звук из которых извлекается по принципу ударных инструментов, в  индийских храмах также встречаются колонны-духовые инструменты.

В «музыкальных» колоннах проявилось характерное для индийской культуры синтетическое восприятие формы, которое мы встречаем в разных видах искусства. Оно базируется на особенностях индийской эстетики, в основе которой понимание храмового пространства, как микрокосма, в котором проводимый ритуал обеспечивает необходимую полноту, проявляясь через единение всех видов искусства. Появление подобного типа колонн было продиктовано возросшей ролью танца в ритуале, исполняемого в мандапе, предваряющей святилище. Здесь и находятся колонны. Расцвет традиции был обусловлен всей предшествующей традицией камнерезного искусства, достигшей к тому времени очень высокого уровня.