Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

10.06.2019

Тетраморфы пророка Иезекииля и четырехчастная структура храма в свете геоцентрического устройства мира

В докладе делается попытка объяснить происхождение четырехликости описанных в книге Иезекииля херувимов, несущих престол Божий, механизмом вращения звездного неба вокруг неподвижной Земли. Как известно, каждый из херувимских ликов соответствует одному из краеугольных знаков Зодиака: Льва, Тельца, Водолея (представлявшегося в виде человека или ангела), Скорпиона (которого было принято замещать Орлом). Те же символы с утверждением христианства были унаследованы четырьмя Евангелистами, чьи изображения стали помещать над столпами на парусных сводах, поддерживающих церковную главу. Странность крылатых гибридных существ с четырьмя разными лицами давно вызывает недоумение исследователей, некоторые из которых склонны списывать ее на неточность перевода библейского текста. Однако, объяснение тому может дать факт ежесуточного вращения зодиакального пояса, в результате чего в одних и тех же точках пространства оказываются поочередно то одни, то другие созвездия. Если акцентировать внимание на четырех ключевых точках, разделяющих стороны света, то в них будут фиксироваться утром, днем, вечером и ночью как раз те знаки Зодиака, которые названы выше.

Констатируется, что, согласно архаической космологии, четыре столба и четыре стены стоящего на земле храма неподвижны, тогда как силы небесные над ними находятся в постоянном круговороте, благодаря чему они по очереди, как бы перелетая с места на место, посещают в урочные часы одни и те же четыре возвышенности. Каждый херувим, тем самым, оказывается причастен ко всем четырем сторонам горизонта.
Развитие данного сюжета приводит автора к рассуждениям о покрытии и окружении стационарного ядра храма вращающимися созвездиями и светилами, которые образуют зеркальные пары, соответствующие зимнему и летнему, весеннему и осеннему сезонам. Если храм ориентирован с запада на восток или с севера на юг, то его входная часть ассоциируется с темным временем суток и тяжелым горообразным массивом земли, а алтарная – с небом, простором, преисполненным воздуха и света. Одни и те же созвездия, обращаясь навстречу друг другу, становятся противоположностями, как китайские инь и ян. Земной корабль или Ковчег спасения устремляется на восток, в сторону утраченного рая, а оттуда на него направляется иной, небесный корабль, кормчий которого – сам Спаситель.