Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

25.02.2019

Средневековое архитектурное наследие горских народностей Большого Кавказа: современное состояние и грядущая судьба

Поистине ярким свидетельством этнической истории, идеологии и культуры коренных горских народностей северного и южного склонов Большого Кавказа являются памятники традиционной архитектуры: компактные поселения с социокультурной площадью, цельные террасовидные поселения, квадратные центрические и продолговатые жилища, дозорные башни, склепы, святилища, хозяйственные постройки и производственные здания, инженерные сооружения (мосты деревянные и каменные, подпорные стены из камня, горные дороги), комплексы таможенной заставы и даже караван-сараи для купцов.
Каждый из видов отличается жанровым многообразием формы, уникальной архитектурной композицией, структурой, образом и стилем, уровнем творческого мастерства зодчего. Более того, столь изумительные архитектурные морфотипы эпохи средневековья поныне оказывают неимоверное по силе эмоциональное воздействие на человека, который, покидая горы, уносит в душе и сознании неповторимые впечатления.
Как ни странно, в начале нового столетия и тысячелетия выходцы из горных поселений Большого Кавказа инерционно приступили к ремонту и достройке зально-сводчатых храмов, башенных и склеповых сооружений – свидетелей могущества племени, рода и фамилии представителей коренных горских народностей.
Автор этих строк ежегодно пишет о том, что памятники традиционной архитектуры в горах Большого Кавказа – это единственные показатели уровня мышления и этнических особенностей образа жизни каждой горской народности. Зримые творения мастеров зодчества – выходцев из народа, являются документальным свидетельством обитания в горах каждой горской народности.
По настоящее время нет научной методики по реставрации башенных и склеповых сооружений, тем более по воссозданию их прежнего облика. Каждый из этих памятников традиционной архитектуры горцев Большого Кавказа является самым веским историческим документом, зримым, материальным, поэтому никому не позволено искажать его образ вольными вторжениями в жизнь довольно хрупкого художественного произведения.