Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

21.05.2018

Армянские церкви Крыма. Архитектурное творчество в новой среде

Исследование проведено в рамках проекта РФФИ №17-04-00643/18 «Армянское архитектурное и художественное наследие юга России: храмы и монастыри, их литургические предметы и рукописи XVII-XIX вв. (по материалам коллекций Москвы, Ростова-на-Дону, Астрахани и Крыма)» (2017-2019 гг., рук. А. Ю. Казарян)

Среди многочисленных центров развития армянской архитектуры вне самой Армении одним из наиболее ранних являлся Крым, а активное развитие армянского церковного зодчества на востоке этого полуострова в XIII–XV вв., пожалуй, не имело себе равных в других средневековых центрах армянской диаспоры. Во всяком случае, об этом свидетельствует количество известных и сохранившихся памятников архитектуры. Храмы Феодосии, Судака, Старого Крыма и его окрестностей раскрывают масштабы церковного строительства армян и качественные характеристики этой архитектуры. Несмотря на то, что большинство памятников хорошо известны, а их архитектура в значительной степени изучена, в докладе делается попытка осветить ее не только и не столько с учетом укорененности архитектурной традиции в Армении, но в связи с контекстом ее нового и необычного этапа развития в Крыму. Культурная среда городов Восточного Крыма, в которую армяне-переселенцы однажды попали и которую они, наряду с другими оказавшимися здесь народами, создавали, в значительной степени отличалась не только от коренной Армении, но и от тех земель, в которых одновременно существовали армянские колонии и через которые армяне большими группами прибывали на полуостров. Будет показано, как эта новая среда позволяла трансформировать привычные архитектурные типы, формы и образы. Будет обращено особое внимание фактору соседства армянских построек с итальянскими и мусульманскими, несомненно отразившемуся на армянских храмах. Эта рефлексия являлась результатом не только естественного сближения художественных вкусов заказчиков разных конфессий; она же позволяет предполагать о хорошей осведомленности армянских мастеров достижениями соседних традиций благодаря их вероятной работе на каменных сооружениях генуэзцев и золотоордынцев, – это практика, существовавшая в регионах Малой Азии и Ближнего Востока.