Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

08.06.2016

“Сжатая” хронология Аджанты Вальтера Спинка. Аргументы за и против

В истории архитектуры древней Индии еще много белых пятен касательно датировок памятников. Зачастую не известны не только конкретные годы сооружения, но и период, ведутся споры, какие правители имели отношение к созданию, что, несомненно, препятствует точному установлению стилистической преемственности, не имея возможности точно установить, какой памятник был сооружен раньше другого. Чаще всего исследователи не ставят даже своей целью уточнение датировок, если храм не зафиксирован в письменных источниках. В докладе же хотелось бы затронуть прямо противоположный случай – новую версию хронологии Аджанты, авторства Вальтера Спинка, четко аргументированную, над которой автор работал более пятидесяти лет и идущую несколько вразрез с традиционной, бытовавшей на протяжении долгого времени достаточно расплывчатой версией.

Широко известный благодаря своим хорошо сохранившимся росписям пещерный комплекс Аджанты, расположенный в Центральной Индии в штате Махараштра, привлекал массу исследователей – по его архитектуре и росписям написаны десятки монографий и сотни статей. Стилистически хорошо видно, что первый этап относится к правлению династии Сатавахана (I в. до н.э.), второй же традиционно датировался V – серединой VII века, растянувшись почти на столетие, так как в этот период было сооружено порядка двадцати храмов. Спинк же предполагает и доказывает, что второй этап сооружения, когда появились основные пещерные храмы, был непродолжительным, заняв около двадцати лет, преимущественно в период правления прославленного императора Харишены (460–477) из династии Вакатака, и прерван был его смертью. Согласно его версии практически все храмы, поражающие сегодня своими масштабами и росписями, сооружались одновременно. 

Интересна методология Спинка, построенная на сочетании  нескольких методов, среди которых как традиционный исторический метод тщательного анализа письменных первоисточников, так и использование экспериментального метода, доказывающего реальную возможность сооружения памятника именно в обозначенные такие сроки. Биолог по своему первому образованию, исследователь склоняется к чётким фактам и конкретным выводам. Там, где историки-искусствоведы говорили лишь о последовательности смены стилей, боясь упомянуть конкретные даты, Спинк расставляет временные акценты, оговариваясь, что возможно, они могут быть смещены, но на один-два года.