Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

13.06.2015

Культово-религиозная архитектура средневековых кочевников на территории Кыргызстана

Обобщения исторических типов кочевых поселений, имеющие прямое отношение к кыргызской этнической культуре и архитектуре: а) хуннские поселения (Л.Гумилев, А.Бернштам); б) древнетюркские кочевые поселения (Л.Гумелев); в) поселения энесайских кыргызов (Ю.С.Худяков); г) кыргыз айылы XV−XIX вв. (С.М.Абрамзон, К.Антипина).

В самом общем виде историко-типологическую классификацию кочевой (и полукочевой) архитектуры можно представить в следующих четырех направлениях: жилище; поселение; культово-религиозные сооружения; инженерно-производственные сооружения.

В данной статье рассматривается новая интерпретация культово-религиозной архитектуры средневековых кочевников и их можно разделить по времени на ранние и поздние. Типологию культово-религиозной архитектуры кочевников в средневековье составляют: курганы, каменно-пространственные образования, ообо-таш, каменные идолы (балбал таш), мазары и кумбезы.

В раннем средневековье наряду с шаманизмом, тотемизмом и другими языческими религиями среди кочевников наибольшую популярность завоевывает тенгрианство. Именно в эту эпоху зарождается специфичная национальная религия кыргызского этноса, сыгравшая исключительно важную роль в выработке духовных, эстетических и моральных ценностей народа.