Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

21.05.2013

Ар-деко и историзм в архитектуре московских высотных зданий

Московские высотные здания, как и Дворец Советов, задуманный высотным рекордсменом мира, воплощали в себе дух соперничества с архитектурными достижениями США. И именно потому фасадные приемы высоток были призваны конкурировать не только с национальным наследием, но с мировым. Высотные здания Нью-Йорка и Чикаго не могли не вдохновлять. Так в 1930-е работают Иофан и Фридман, Чернихов и целая череда мастеров – Душкин, Лангман, Лангбард, Чечулин – все делают проекты в подобном стиле. И это была не просто «школа Иофана», но ар-деко, обращенное к зарубежному опыту и создаваемое для конкуренции с ним.

Создатели московских высоток, опираясь на опыт американских башен, в первую очередь, в историзме, стремились создать нечто новое, уникальное в мировом контексте и преуспели в этом. Ступенчатые ризалиты и плоские пилястры высотного здания на площади Восстания были решениями, уже отработанными в небоскребах США. Однако, послевоенная архитектура обретает в ордере и ниспадающем силуэте церкви Вознесения в Коломенском прекрасный и необходимый эпохе, патриотический образец. Так симбиоз разных традиций – мотивов допетровской Руси и неоклассических элементов, а также ребристости и уступчатости небоскребов 1920–30-х сформировал стиль послевоенных высотных зданий.