Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

06.05.2013

Архитектура госбезопасности – жилой поселок у города Гурьев, 1944

Может показаться удивительным, что военным временем датируется большое количество проектов комфортабельных одно- и двух квартирных жилых домов для разных климатических зон. Они публиковались в архитектурной прессе (в том числе и после войны), правда почти всегда без указания заказчика, конкретного места строительства и данных о реализации. Такие дома проектировали в 1942-45 гг. едва ли не все крупные советские архитекторы. Можно с уверенностью предположить, что речь идет о жилищах руководителей эвакуированных на восток и юг страны промышленных предприятий.

Сами предприятия были засекречены, поэтому связать отдельные публиковавшиеся проекты с конкретным строительством не всегда представляется возможным. Можно представить, что масштабы такого засекреченного строительства были весьма велики, поскольку предполагали расселение сотен тысяч, если не миллионов людей.

Одним из немногочисленных исключений из этого правила был жилой городок нефтяников под городом Гурьев в Казахстане (архитекторы Васильковский и Арьефьев), начатый строительством осенью 1943 г. Поселок строился для Гурьевского нефтеперерабатывающего завода в жаркой безводной пустыне. Он состоял из комфортабельных одно-, двух-, четырех- и восьмиквартирных домов, приспособленных к условиям жаркого климата и стилизованных под среднеазиатскую архитектуру. В поселке были водоснабжение, канализация, центральный бассейн и прочее благоустройство, указывавшее на привилегированный характер жильцов. Судя по опубликованному генплану, поселок был рассчитан на несколько сот жильцов (более точных данных автору найти не удалось). Проект поселка публиковался в журнале Архитектура СССР в военное время (вып. 11, 1945) г. и получил Сталинскую премию в 1946 г. 

Публичность этого проекта объясняется, видимо, тем, что оборудование нефтеперерабатывающего завода было поставлен в СССР по лендлизу американской фирмой Е.В. Badger and Sons Co. На строительстве постоянно присутствовали американские специалисты, поэтому сам поселок, было видимо, решено представить как образцовый поселок для рабочих. Ни в каких публикациях советского времени не упоминалось, что строительство поселка и жилого городка велось Главным управлением аэродромного строительства НКВД с помощью заключенных и «трудармейцев», представителей депортированных народов – волжских немцев, крымских татар, болгар, греков, румын, финнов и многих других. Их положение никак не отличалось от положения заключенных. В декабре 1943 г. из 3687 человек, работавших на строительстве, вольнонаемных было только 311. В июле 1944 г. на строительстве работало уже 12 тысяч человек.[1] Их условия жизни выглядели так: 

«Всего было 14 землянок, вместимостью 200 человек каждая. Имелась
столовая на 2000 человек с двумя залами. Пища готовилась в семи чугунных котлах емкостью по 700 литров. Функционировали пункты санитарно-бытового назначения — бани на 30 человек, прачечные и камеры дезинфекции»[2]


Такая ситуация характерна для советского градостроительства сталинского времени в целом. В качестве заслуживающей внимания градостроительной задачи рассматривалась не проблема расселения и жизнеобеспечения всего населения, а комфортное размещение только небольшого слоя руководящих работников. Война обострила и ухудшила условия жизни в стране, ничего не изменив в расстановке приоритетов.

***

Поселок под Гурьевым интересен еще как очевидный пример типично советских архитектурно-исторических фальсификаций. Он представлен в советской архитектурной литературе в качестве образца массового малоэтажного жилья для «трудящихся». Так, например, о нем написано в известной книге Т. Малининой «Из истории советской архитектуры 1941-1945» 1978 г.

В книге Ю. Шасса «Архитектура жилого дома. Поселковое строительство» (1951) о поселке «нефтяников» под Гурьевым говорилось: «В искреннем стремлении архитекторов и строителей к ускорению сроков стройки, к наилучшему благоустройству и украшению жилых городков и поселков военного времени отразилось большое уважение к труду и деятельности передовиков производства, работавших на оборону...» (С.38)

В принципе, с первого взгляда на проект становится ясно, что это жилье для каких-то высокопоставленных персон и ни в коем случае для вообще «трудящихся». А если находится некий быстро и качественно выстроенный в 30-40е годы жилой поселок с комфортабельными квартирными домами, водопроводом, канализацией и прочим обслуживанием, то вероятность того, что из-за него торчат уши ОГПУ-НКВД чрезвычайно велика.

Поселок под Гурьевым – экстремальный случай. Красивое, комфортабельное поселение для энкавэдэшного начальства в безводной солончаковой пустыне – а вокруг что-то вроде Освенцима...  

И очень характерная градостроительная композиция. Поселок полностью изолирован от внешнего мира. Расположен на полуострове с одним единственным охраняемым въездом через что-то вроде триумфальной арки. От въезда парадная улица ведет на площадь, которая замыкается храмом-клубом. В целом получается такая пародия на античный город, который при этом очень легко оборонять. Что важно, учитывая огромное количество подневольных рабочих, живущих в землянках по соседству. 

  1. Ж. Асабаева, Как трудармейцы приближали победу, в: Прикаспийская коммуна. 28.05.2010. http://pricom.kz/?p
    По другим данным в декабре 1945 г. на строительстве работало 8,5 тыс. человек. Ж.Е. Есенов, Первенец нефтепереработки Казахстана, в: Новатор» №27 2010, http://www.anpz.kz/Novator/novator-2010-27.pdf
  2. Ж.Е. Есенов, Первенец нефтепереработки Казахстана, в: Новатор» №27 2010, http://www.anpz.kz/Novator/novator-2010-27.pdf
Жилой городок близ Гурьева 1943–1944. Генеральный план. Источник: Журнал «Архитектура СССР» №11, 1945г.
Жилой городок близ Гурьева 1943–1944. Генеральный план. Источник: Журнал «Архитектура СССР» №11, 1945г.
Источник: Архитектура жилого дома: поселковое строительство 1918-1948 годов. Ю. Шасс. 1951 г.
Источник: Архитектура жилого дома: поселковое строительство 1918-1948 годов. Ю. Шасс. 1951 г.
Источник: Архитектура жилого дома: поселковое строительство 1918-1948 годов. Ю. Шасс. 1951 г.
Источник: Архитектура жилого дома: поселковое строительство 1918-1948 годов. Ю. Шасс. 1951 г.