Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

12.03.2013

Раннехристианская Салона (Сплит): восточные связи и архитектурные влияния

Тезисы выступления Ариадны Александровны Вороновой на семинаре «Архитектура и градостроительство Востока. Межцивилизационное взаимодействие и творческие новации» 15 марта 2013 года

Как известно, в раннехристианскую эпоху стилистические концепции и архитектурный лексикон церковной и дворцовой архитектуры Империи были укоренены в классической традиции поздней античности. Главной отличительной особенностью формирования средневековой культуры восточно-адриатического прибрежного пояса было постоянное взаимопроникновение различных традиций, происходившее благодаря морским связям внутри достаточно цельной средиземноморской культуры. При этом в далматинских провинциях всегда сохранялась преемственность античной традиции, постепенно трансформировавшейся в средневековую.

Город Салона на перекрестке важных торговых путей далматинского побережья Адриатики был основан в IV в. до Р.Х., завоеван римлянами в I в. до Р.Х. и получил статус римской колонии (Colonia Martia Julia Salonae). Вплоть до своего разрушения в VII веке в результате славяно-аварского нашествия Салона непрерывно расширялась и систематически застраивалась значительными комплексами светской и культовой архитектуры. После всеобщей христианизации Салона пережила свою вторую вершину расцвета. Проповедники из сирийско-месопотамских миссионерских школ пришли сюда из междуречья Тигра и Евфрата и ближних сирийских земель, как и первый епископ Салоны, мученик Домний. В IV – V вв. в Салоне сложился епископальный комплекс из двух базилик (пятинефной и крестообразной), баптистерия и консигнаториума. Вероятно, на формирование раннехристианской архитектуры Салоны оказал влияние находящийся неподалеку дворец Диоклетиана, в который император удалился в конце жизни из своей резиденции в Никомедии (в Вифинии, а кроме того он жил и в Антиохии в Сирии), и который несет на себе печать сирийской архитектуры. Кроме того, несомненным образцом для крестообразной базилики, как и для многих других подобных памятников на Востоке и Западе, очевидно, послужил храм Св. Апостолов в Константинополе.

В Салоне найдено несколько небольших монастырских зданий VI в., когда монашество только пришло с Востока, и его организация еще не была централизована.

Как известно, именно на Востоке христианский культ мучеников особо усиливался в раннехристианский период в виде почитания реликвий. Большое значение в архитектуре и планировке раннехристианской Салоны имели загородные кладбища и их мемориальные сооружения с погребенными там местными мучениками, т.к. по античной традиции было запрещено хоронить внутри городских стен. Около 400 г. на Салону в первый раз нападают готы; затем через краткие интервалы следуют нападения варваров. Базилики на кладбищах разрушались, однако церковью оставался один из нефов, с новой стеной, усиленной контрфорсами. Единственным культовым сооружением раннехристианской Салоны, пережившим разорение города, был ораторий св. Анастасия на кладбище Марусинац, где совершалось богослужение вплоть до раннего средневековья. Это здание с выраженными сирийско-месопотамскими чертами существенно повлияло на средневековую архитектуру во всей средней Далмации. Типология саркофагов была импортирована в Востока в раннехристианское время, о чем свидетельствуют как вид оловянного гроба, особенно известного в Сирии, так и облик каменного саркофага с двускатной крышкой в виде храма с фронтонами и угловыми акротериями. Принимая во внимание географическое положение Салоны и различное этническое происхождение ее населения, можно считать естественным, что здесь примерно в равной степени использовались образцы как латинского Запада, так и греческого Востока.

После падения Салоны в VII в. жители города бежали на окрестные острова, а значительная часть их укрылась во дворце Диоклетиана, и он в результате этого трансформировался в средневековый город. Улицы сохраняли сеть античных коммуникаций, но были редуцированы по ширине. Античные сооружения дворца были адаптированы для новых функций. Решающую роль для ищущего укрытия местного населения сыграли надежные оборонительные стены дворца с башнями и городскими воротами. Над ними появились церкви с колокольнями, как и над и храмом Юпитера, превращенным в баптистерий. Также произошла трансформация мавзолея Диоклетиана в кафедральный собор Св. Домния, первого епископа Салоны, принявшего мученическую смерть во время Диоклетиановых гонений. Остальные градообразующие структуры средневекового Сплита также получили дальнейшее развитие. В пригороде с запада возникло множество периферийных церквей, определивших направления новых улиц. Следуя ландшафту сплитского полуострова, они возникли, главным образом, путем трансформации античных пригородных коммуникаций, сохранившейся и доныне в некоторых улицах Сплита. Этот город являет собой наиболее сохранный пример средневекового урбанизма на восточной Адриатике, а также преобразования позднеантичного дворца в настоящий раннесредневековый город.

Салона, генплан города
Салона, генплан города
Сплит. Перистиль дворца Диоклетиана
Сплит. Перистиль дворца Диоклетиана
Салона. Комплекс раннехристианских церквей, план
Салона. Комплекс раннехристианских церквей, план
Салона. Манастирине, вид на саркофаги и базилику
Салона. Манастирине, вид на саркофаги и базилику
Сплит, бассейн баптистерия
Сплит, бассейн баптистерия