Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

15.02.2013

Русская икона в Иерусалиме: образ Иакова брата Господня 1644 года

стр. 95-97

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

Документы Посольского приказа хранящиеся в РГАДА, свидетельствуют об интенсивных контактах иерусалимских патриархов с русским правительством в первой половине XVII века, в частности, известен заказ патриарха Феофана на изготовление митры и икон для храма Гроба Господня. И хотя об этих документах упомянуто в трудах А.Н. Муравьева, а позднее Н.Ф. Каптерева, который также, как и его предшественник, акцентировал внимание на стоимости царских даров, обращение к архивным источникам дает новую  информацию, тем более что некоторые из отправленных в Иерусалим произведений сохранились, в частности, икона «Святитель Иаков Иерусалимский, брат Господень». Она в настоящий момент является храмовым образом одноименного придела храма Гроба Господня и по стилистическим признакам может быть отнесена к памятникам московской традиции 1640-х годов

Дело о приезде в Москву посланца иерусалимского патриарха Феофана, архимандрита Анфима, (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1644 г. № 3),  сохранилось с удивительной, если не сказать уникальной полнотой, благодаря чему нам известны все подробности работы над заказом. Архивное досье содержит перечень образов, которые патриарх Феофан хотел видеть в Иерусалиме, сведения о потраченных на иконы и на их оклады материалов, об именах иконописцев и мастеров-серебряников, об организа-ции всего художественного процесса, наконец, о стоимости как материалов, так и произведенных работ. Архимандрит Анфим прибыл в Москву 13 ноября 1643 года и передал просьбу патриарха к царю написать по заранее определенным размерам «ко Гробу Господню, к олтарю»  шесть икон: образ Спасана престоле, образ Воскресения Христова «полное», образ Богородицы Одигитрии, образы архангела Михаила, царя Константина и матери его Елены, святого апостола Иакова, брата Господняпо плоти. Кроме того, на алтарь требовалось четыре образа: Вседержителя Христа, Богородицы Одигитрии, Иоанна Предтечи, царя Константина и матери его Елены. 3 декабря 1643 года был отдан приказ о написании икон, где говорилось: «написати и послать в Иерусалим по писму и прошенью иеросалимского патриарха Феофана 10 икон местных больших господьских празников и розных святых. А писати б иконником добрым и письмом лутчим, а ризы б на святых писати золотом твореным, а поля празеленью». Приглашенные для исполнения заказа «гулящие иконники» Сидор Поспеев, Иван Борисов и несколько их товарищей подписали договор с думными дьяками, Григорием Львовым и Михаилом Волошениновым, по которому они должны были выполнить заказ за два месяца и получить за труд 25 рублей. После указа  от 21 марта о выплате денег на необходимые материалы иконописцы приступили к делу. В поручной записи, датированной 15 апреля 1644 года, мастера Оружейной палаты, Федор Тимофеев, Семен Аврамов и другие, стали гарантами для Сидора Поспеева и Ивана Борисова в том, что те напишут иконы «добрым писмом» с пятью помощниками, не нанимая других мастеров, и закончат работу ко дню Петра и Павла (29 июня по старому стилю).

После того, как иконы были написаны, архимандрит Анфим просил государя сделать к ним же оклады. Согласно документам  поля и средняя часть икон должны были быть обложены басмой, к двум образам Спаса и двум образам Богородицы полагались чеканные венцы. У ангелов и апостолов на тех же иконах венцы были мелкие, а у остальных пяти образов (архангела Михаила, Иоанна Предтечи,  апостола Иакова, царя Константина и царицы Елены) –  венцы  резные. Старосты Серебряного ряда, Поликарп Михайлов и Иван Григорьев, с девятью мастерами-серебряниками составили подробную смету на оклады. Изготовление венцов поручалось десяти серебряникам сроком на четыре недели, а полей и «середовины» – двадцати мастерам на то же время. Сохранившийся в деле перечень расходных материалов, использованных серебряными мастерами, без сомнения заинтересует специалистов по прикладному искусству и реставраторов.

16 октября 1644 года  «золоченое басемное и гладкое серебро, что осталось то серебро от месных икон, что окладываны во Ерусалим» было велено вернуть в Сибирский приказ. Таким образом, работа по написанию икон продолжалась  чуть более трехмесяцев, до конца июня, а оклады к ним были готовы к середине октября. В декабре 1644 года архимандрита Анфима, увозившего на Святую землю щедрую царскую милостыню соболями, драгоценную патриаршую митру и десять икон, отпустили за рубеж. Если наше предположение верно, то иерусалимский образ св. Иакова, брата Господня, принадлежит кисти Сидора Поспеева или Ивана Борисова, и является, по крайней мере, одной из тех десяти икон, которые были отосланы в Иерусалим.  Получить их патриарх уже не успел, так как скончался в декабре 1644 года.
Работа над иерусалимским заказом Сидора Поспеева и Ивана Борисова не отражена в Словаре русских иконописцев XI –XVII веков, публикация материалов указанного дела станет своего рода дополнением к нему.

Русская икона в Иерусалиме: образ Иакова брата Господня 1644 года
Русская икона в Иерусалиме: образ Иакова брата Господня 1644 года