Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

17.09.2008

Проект павильона метро «Кировская»

Проект Классика

Эскизная небрежность, тонкий рисунок и еле уловимая тональная разработка определяют этот графический лист архитектора. Перед нами вовсе не проектное предложение для утилитарной транспортной постройки, а скорее парковая зарисовка легкой, ордерной архитектуры малых форм. Наземное сооружение метрополитена – составная часть в структуре передовых городских коммуникаций – принимает облик камерного садово-паркового павильона. Из арсенала футурологии 1920-х извлечены представления о «городе-саде», а урбанистические идеи о массовых путепроводах и мобильной городской жизни отринуты. «Садово-парковая» лирика плавно перетекает в элегию, когда на фасаде мы узнаем характерные круглые окна-отверстия – цитату из римской гробницы Эврисака (возникшие чуть позже рельефы с метростроевцами – аналогия сюжетным фризам гробницы, прославляющим ремесло этого римского булочника). Известно, что в императорский период тип гробницы свободно и органично вошел в римский ландшафт. Этим ли руководствовался советский архитектор Н.Я. Колли, когда в середине 1930-х гг. проектировал антикизированного, мавзолейно-погребального вида наземные вестибюли метро, являвшиеся, по его словам, и «элементами своеобразного подземного города», и «необходимой частью всего городского ансамбля» (Архитектура Московского метро. М., 1936. С.51)?

Проект павильона метро «Кировская»
Проект павильона метро «Кировская»