Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

05.11.2007

Золотые ворота в XVIII–XX вв.

Серьезные изменения в облике Золотых ворот – редчайшего белокаменного памятника XII в. – начались не ранее губернского времени. Архитектурная история этих изменений  на протяжении последних двух столетий весьма актуальна для Владимира XXI века.

     До конца XVIII в. Золотые ворота сохраняли, в общем,  древние архитектурные формы. Существует единственное натурное изображение памятника до ремонта губернского времени  на гравюре по рисунку 1764г. с юго-западной панорамой  города. В свое время мною доказано, что здание еще оставалось практически в первоначальном виде, исключая кровлю надвратной церкви и перекрытие галерей (площадок вокруг церкви).1 (Рис.1)

     После пожара 1778г. здание стало внушать серьезные опасения. 1 сентября 1779г. владимирский генерал-губернатор граф Роман Воронцов и президент коллегии экономии Петр Хитрово представили по высочайшему повелению «Доклад о восстановлении Золотых ворот и церкви на них». Архитекторы – владимирский губернский архитектор Николай фон Берк и «архитектурии поручик» коллегии экономии Александр Гусев составили «план, опись и смету, на которой на подкрепление и починку оных на возобновление имеющейся на тех воротах погоревшей церкви, на покрытие по железным новым стропилам листовым железом, за зделание вновь иконостаса и протчих каменных и железных необходимо нужных исправлений и на платеж работным людям потребно всей суммы 9441 рубли». При этом предполагалось «разобрание латернина (купола – Т.Т.), в церкви и олтаре сводов, перемычек, столбов и со стены церковной  ветхих камней, папертных стенок и кирпичных (т.е. из поливной плитки – Т.Т.) полов» и постройка нового здания церкви .2 Интересно, что на чертежах, которые являются по преимуществу обмерными, а не только проектными, показано положение древней лестницы в южном пилоне,  церковь – четырехстолпная. А.Гусевым же был составлен проект иконостаса. (Рис. 2). Однако работы эти не были осуществлены.

     В 1795г. губернский архитектор Иван Чистяков составил новый «Прожект, учиненной в плане и фасаде для укрепления и возобновления древнего здания, состоящего в городе Владимире у земляного валу, под названием Золотых ворот, и находящейся сверх оных церкви».3 Церковь предполагалась четырехстолпной, вместо древней лестницы наверх – новая деревянная, в средней южной пристройке. «Прожект» Чистякова, много работавшего как архитектор над проектом нового ансамбля губернского города, имел в виду еще и градостроительную цель: сформировать вокруг Золотых ворот законченный фрагмент этого ансамбля. (Рис.3). Круглые пристройки со шпилями, случайные на одном здании, становятся оправданными в общем проекте, будучи поддержаны этим элементом «повторного» проектирования в зданиях левого и правого флангов на поперечной оси Золотых ворот. Эти здания – кордегардии и питейного дома – должны были, очевидно, примыкать к земляным валам. Уже существующие в начале Большой улицы каменные дома со скругленными углами еще более соединяли эти здания в цельный ансамбль.

      Но проект не состоялся; даже на сами Золотые ворота средства нашлись не сразу. Владимирское купеческое общество, взявшее на себя обязанности по этому ремонту, сначала собиралось купить для этого старую ограду Успенского собора, но потом кирпич дал купеческий староста Андрей Сомов. Церковь и пристройки сложены, в основном, из кирпича несколько крупнее стандартных для этого времени размеров; многие кирпичи имеют клеймо «АС» в зеркальном отражении. Недостающие 50 тыс. поступили с казенного кирпичного завода Приказа общественного призрения. Проект Чистякова помещал в угловых пристройках, помимо новой лестницы, еще и «чуланы» и жилые помещения. Надвратная церковь выполнена явно не по проекту Чистякова, предполагавшему ее четырехстолпной. Более того, вообще возникает сомнение, что этот ремонт (за исключением боковых башен) состоялся в XVIII в. и по этому проекту, хотя в литературе утвердилось именно это мнение. В 1799 г. Чистяков исполнил акварельные рисунки для «Атласа Владимирской губернии»4, в том числе южную панораму города – полную развертку от Вознесенской церкви до восточного конца. Так вот на этой панораме виден верх Золотых ворот.5 Даже мелкий масштаб и некоторая условность рисунка не мешают разглядеть в нем характерный почти шатровый верх церкви, сохранявшийся от ремонта конца XVII в. (Рис.4). Если бы церковь была перестроена по проекту Чистякова, он бы нарисовал ее иначе, и с особенным тщанием! Правда, до 1867г. существовал антиминс 1801г., вроде бы  свидетельствующий об освящении надвратной церкви после ремонта6 , но в старой краеведческой литературе есть еще две даты освящения – 1806 и 1810 гг.7 Думается, что следует искать еще один, неизвестный пока проект, и автором его должен быть не Чистяков, и не Петров, как считают некоторые исследователи8, а А.Н. Вершинский, бывший губернским архитектором в 1800-1811гг.

     Вообще документы XIX в. содержат много неожиданного в истории Золотых ворот. В «Описании города Владимира» (1801г.) указаны «проезжие каменные с башнями по сторонам ворота, называемые Золотыми, на коих церковь во имя первоверховных апостол Петра и Павла» (?!)9 Церковь если и была освящена, то богослужения в ней практически не бывало. Лишь в 1814г. подполковник внутреннего баталиона Иван Быков от имени владимирского дворянства просил епископа назначить к Ризположенской церкви причт за счет авторов прошения. Служба стала совершаться, но штатного причта храм все же не получил.10 В 1822г. был объявлен сбор пожертвований «на поддержание Золотых ворот», в мае 1823г. составлен план «на подкрепление Золотых ворот», однако здание найдено прочным.11 4 января 1827г. высочайше утвержден план Золотых ворот и фасад с восточной и западной стороны, выполненный губернским архитектором Е.Я. Петровым. Причем утверждены обмерные чертежи, хотя есть еще проектные, того же Петрова.12  Судя по всему, проект остался неосуществленным.

     В 1834г. составлена «Опись каменному зданию, называемому Золотые ворота». Вверху указана полковая церковь, в пристройках помещалась первая часть полиции и арестантская, пожарные инструменты, пробирная палатка, три лавки, сдаваемые городом в аренду.13 В конце 1830-х гг. Золотые ворота наблюдал В. Соллогуб, автор путевой повести «Тарантас», где о них написано так: «Иван Васильевич осмотрел Золотые ворота с белыми стенами и зеленой крышкой, постоял у них, поглядел на них, потом опять постоял да поглядел и пошел…»14 В 1850г. летом во Владимире ожидался приезд великих князей Николая и Михаила Николаевичей. «На случай могущего быть посещения значительных лиц из внимания к древности Золотых ворот» вновь появилась необходимость «привесть в благовидность Золотые ворота»; деревянной лестницей практически не пользовались, она обветшала и нуждалась в очистке и поправке.15  

     Все это время, а также и впоследствии, Золотые ворота и надвратная церковь находились в ведении не епархиальной власти, а городского управления. «Подробный инвентарь недвижимых имуществ» г.Владимира 1852г. указывает и помещения в Золотых воротах, в том числе церковь во имя Положения Ризы Господней, «но в настоящее время в ней службы не бывает».16

     В 1853г. полициймейстер доносил гражданскому губернатору: «С давнего времени не совершается божественная служба в церкви, находящейся на Золотых воротах. Причина этого заключается как в прежнем неустройстве лестниц, переходов и всего вообще церковного здания, так и в неимении денежных средств на покрытие церковных расходов и содержание священнослужителей».17 Лишь в 1862г. губернатор А.П. Самсонов обратил внимание на этот храм и предложил Думе изыскать средства для поддержки богослужения.18 В храме стал служить заштатный священник Иаков Никольский. Тем не менее в 1864 г. при устройстве городского водопровода комиссия по водоснабжению предложила использовать для резервуара надвратную церковь; к счастью, этого не случилось.19 В том же году был избран церковный староста, а в 1866г. назначен постоянный священник с содержанием от городской казны.20  Им стал студент семинарии Симеон Никольский, который начал ремонт здания. В 1870-е гг. он открыл и восстановил древнюю лестницу в южном пилоне, а также древний арочный проем для выхода на боевую площадку над створами ворот.21

     В 1873-1874 гг. в юго-восточной башне усердием купцов Боровецкого и Седова была устроена часовня с иконой Владимирской Божией Матери и образом Андрея Боголюбского и ход наверх, открытые 29 июня 1874г., в день 700-летия гибели князя.22  Закрыла часовню советская власть в 1924г.23 , сам же памятник  в 1918г. попал в ведение Губмузея.24

     Еще в 1870-е гг. высказывалась мысль расписать «стены и свод внутри проезда Золотых ворот и окрасить их наружность, выделив их от пристроек; образцом для расписания могут служить Спасские ворота в Москве».25 Но осуществить это намерение все же не решились.

     В 1858г. была позолочена главка.26 В 1876г. стали собирать по подписке деньги на золочение гальваническим способом.27 Но даже через 20 лет их не хватало, и в 1898г. купол был покрыт сусальным золотом на средства церковного старосты Вострухина.28 В конце XIX в. Золотые ворота выглядели следующим образом.

     К 1910г. созрела мысль о реставрации древнего здания с устройством двери с медной золоченой обивкой и орнаментацией сводов, стен и пилонов соответственно времени построения памятника. Была организована комиссия по реставрации Золотых ворот. В нее входили среди прочих архитектор И.О. Карабутов и священник П.В. Ильинский, которому принадлежит мысль о наличии подземного хода в Золотых воротах29 . Карабутов исполнил подробные обмерные чертежи, судьба которых, увы, неизвестна.

     В XX в. состоялся второй серьезный ремонт здания. Случилось это уже в 1948-1956 гг. Работы носили консервационный характер сохранения памятника от дальнейших разрушений с одновременным приспособлением под контору «Облпроект» в 1951г. и под выставочный зал Владимирского областного краеведческого музея в 1956г., с благоустройством зоны памятника. Работы проводились Владимирскими реставрационными мастерскими без предварительного серьезного научного обследования здания, без обмерных чертежей и исследования прочности конструкций. В 1947г. надвратную церковь и галерею освободили от архива МВД, а северную пристройку - от жильцов. В южной средней пристройке в 1948-1949 гг. разобрали, наконец, деревянную лестницу. В 1949 г. была установлена контактная троллейбусная сеть с опорой на Золотые ворота. В 1953г. позолотили сусальным золотом главу, крест, шары и звезды. Работы  этих лет не затрагивали древних белокаменных частей памятника и заключались в ремонте кровельных покрытий, штукатурки стен, побелки, покраске, замене полов, переплетов окон и дверей и т.д.  В 1955-1956 гг. ремонтно-реставрационные работы частично затронули древние белокаменные части: восстановили утраты в камнях арки лестничного входа и на первой лестничной площадке. При этом были обработаны рамкой древние конструкции кладки стен на первой лестничной площадке и выход на нижнюю боевую площадку. В итоге памятник приобрел опрятный внешний вид. Однако внутренние древние части не были затронуты. Автор проекта и руководитель этих работ - А.В. Столетов.30

      В 1961г. провели местное отопление. В 1962г. были выполнены обмеры Золотых ворот. В 1966г. А.В. Столетов создал проект реконструкции Золотых ворот в стадии проектного задания с пояснительной запиской, анализом графического материала и закономерностей построения архитектурных форм белокаменных памятников.31 Тогда же была устроена подпорная система к Козлову валу. В 1972г. здание подключили к ТЭЦ, провели капитальный ремонт в интерьере с заменой пола в церкви на белокаменный и устройством вентиляции. В 1977г. со стороны областного руководства повторились давние попытки восстановить створы ворот. Однако музей убедительно доказал невозможность такой реконструкции.

     В 1987г. по инициативе музея-заповедника АО «Владимирреставрация» проведено инженерное обследование памятника, которое выявило большую нарастающую деформацию из-за растяжек троллейбусной линии, убрать которые, впрочем, все равно некуда.

     В 1988-1989гг. состоялись работы на кирпичных пристройках и древних белокаменных частях; при этом в проездной арке художником-реставратором А.П. Некрасовым были раскрыты фрагменты древней живописи.  

   Значительные ремонтно-реставрационные работы состоялись в текущем 2001г., когда практически впервые была очищена старая штукатурка и появилась возможность наблюдать кирпичную кладку (работы провела строительная фирма «Стелла»). Очищалась от побелки, которая в отличие от прочих белокаменных зданий применялась здесь и в советское время, также поверхность белого камня в древних частях. После чего на всей кирпичной площади положили новый известковый раствор с добавлением белого цемента. На белокаменной кладке выполнены работы по расчистке, укреплению, антисептированию, тонированию и гидрофобизации (ГУП «Владспецреставрация»).

     Таким образом, бытие Золотых ворот в последние 200 лет оказалось иным по сравнению с другими памятниками XII в. Очевидно, эта разница судеб заложена в самом архитектурно-функциональном своеобразии памятника – не столько церковного, сколько гражданского сооружения. Это же обстоятельство убеждает наших современников в музейном, а не церковном использовании Золотых ворот и в XXI в.

Примечания.

1. Тимофеева Т.П. Архитектурный облик г.Владимира по рисунку 1764г. // Памятники культуры. Новые открытия. М., 1994. С. 548-558; она же. Об одном неизвестном изображении Золотых ворот XII в. во Владимире. / Тезисы доклада. // Воронинские чтения-94. Материалы областной краеведческой конференции. Владимир, 1995. С. 259-261.

2. Российский государственный военно-исторический архив (далее РГВИА). Военно-ученый архив (далее ВУА). Ф.418. Д.464. Л.1-3 об. Фотокопия: Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Инв. № Р-2769.

3. Ильинский П.В. Какой был первоначальный верх Золотых ворот. // Труды Владимирской ученой архивной комиссии. Вып. XIII. Владимир, 1913.

4. Государственный архив Владимирской области (далее ГАВО). Ф.418. Оп.1. Д.319. Л.36-36 об.

5. РГВИА. ВУА. Д.18632. Л. 10 об.-11.

6. Никольский С. Золотые ворота и на них церковь Положения Ризы Господней. // Владимирские губернские ведомости (далее ВГВ). 1868. № 47; Малицкий Н.В. Из прошлого Владимирской епархии. Ризположенская церковь и Золотые ворота. // Владимирские епархиальные ведомости (далее ВЕВ). 1904. № 21.

7. Тихонравов К.Н. Город Владимир в начале XVIII столетия. // Ежегодник Владимирского губернского статистического комитета (далее ЕВГСК). Вып.IX. Владимир, 1871. С.1; Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып. I. Владимир, 1892. С. 106.

8. Гусев В.В. Достопримечательности наших городов. // Интересное о крае. Ярославль, 1973. С. 66-68.

9. Российский государственный исторический архив. Ф.1350. Оп.312. Д.52.

10. Малицкий Н.В. Указ соч. // ВЕВ. 1904. № 21.

11. ГАВО. Ф.14. Оп.1. Д.2516. Л.1, 11, 12.

12. РГИА. Ф.1488. Оп.1. Д.462. Л.2-6.

13. ГАВО. Ф.445. Оп.1. Д.12. Л.86-87 об.

14. Цитировано по: Соллогуб В.А. Тарантас. Факсимильное издание. М., 1982. С.61.

15. ГАВО. Ф.40. Оп.1. Д.13322. Л.1-12.

16. ГАВО. Ф.40. Оп.1. Д.13802. Л.13-14.

17. ГАВО. Ф.14. Оп.1. Д.9767. Л.1-8.

18. Малицкий Н.В. Указ соч. // ВЕВ. 1904, № 21.

19. ГАВО. Ф 556. Оп.1. Д.2290. Л.3-3 об.; ВГВ. 1864. № 11, 17.

20. Малицкий Н.В. Указ. соч. // ВЕВ. 1904. № 21.

21. Никольский С. Золотые ворота, памятник гражданского зодчества XII в. во Владимира. // ЕВГСК. Вып. IX. Владимир, 1872; ГАВО. Ф.431. Оп.1. Д.503. Л.1-40.; Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков. Т.1. М., 1961. С.517 – примеч. 46 к с.140.

22. ГАВО. Ф.556. Оп.1. Д.3002. Л.1-8.

23. ГАВО. Ф.24. Оп.1. Д.587. Л.274.

24. ГАВО. Ф.1826. Оп.1. Д.1. Л.40.

25. ГАВО. Ф.431. Оп.1. Д.503. Л.17.

26. Никольский С. Золотые ворота и на них церковь Положения Ризы Господней. // ВГВ. 1868. № 47.

27. ГАВО. Ф.390. Оп.1. Д.881. Л.53.

28. ГАВО. Ф.526. Оп.1. Д.7. Л.4 об.

29. ГАВО. Ф.390. Оп.1. Д.881. Л.48-70.

30. ГАВО. Ф.8. Оп.1. Д.58.

31. ГАВО. Ф.8. Оп.1. Д.59, 60.

Список иллюстраций

1.Золотые ворота по рисунку 1764 г.

2. «Чертеж» Н. Фон Берка и А. Гусева и проект иконостаса 1779 г.

3. «Прожект» И.Чистякова 1795 г.

4. Золотые ворота по рисунку 1799 г.